Английский художник, одна из выдающихся фигур британской авангардной живописи. Ученик знаменитой школы Слэйда, Дэвид Бомберг был одним из так называемых «мальчиков Уайтчепела», художников из восточного Лондона, многие из которых сделали важный вклад в изобразительное искусство Англии. Был членом «Лондонской группы» — объединения художников различных модернистских направлений. Бомберг выставлялся в Художественном клубе Новой Англии и был талантливым преподавателем, среди учеников которого много известных живописцев. Первая мировая война, в которой он принимал непосредственное участие, оказала глубокое влияние на творчество художника, в корне изменив его отношение к искусству. Несмотря на то, что работы Дэвида Бомберга считаются самыми яркими примерами английского авангардного направления вортицизм, он не причислял себя к этому движению, всегда оставаясь независимым в своем творческом стиле.
Ключевые идеи:
— Художественный стиль Дэвида Бомберга претерпел несколько кардинальных изменений на протяжении его живописной карьеры. Самые яркие и известные работы художника представляют собой геометрические композиции в насыщенной цветовой гамме, где каждый объект разделен на множество отдельных элементов. При первом взгляде на эти картины кажется, что перед вами лишь нагромождение непонятных деталей, похожее на калейдоскоп или мозаику, но уже через несколько секунд внимательного просмотра перед зрителем предстает развернутая картина, изображающая тот или иной процесс, момент, действие.
— Такие работы как «Джиу-джитсу» и «В удержании» (обе 1913 г.) выполнены на полотне, разделенном на одинаковые ромбовидные ячейки, что задает определенный ритм и структуру всему произведению. Картины художника очень динамичны, своим повторяющимся ритмом они увлекают в нескончаемый водоворот жизни, благодаря чему многие критики относят эти произведения к стилю «вортицизм», что в переводе обозначает «завихрение», «порыв ветра». По словам самого Бомберга, его целью было «превратить жизнь огромного города, его движение, его технику в искусство, которое не будет фотографическим, но по-настоящему выразительным».
— В своих произведениях Бромберг стремился к максимальному упрощению форм, отбрасывая все второстепенное и оставляя лишь «голую» конструкцию. Так человеческие фигуры у художника превращаются в несколько вытянутых прямоугольников, а пейзажи и интерьеры – в четко разграниченные плоскости, закрашенные однородным цветом. При этом Бомберг старался сохранить самое важное, по его мнению, в живописи – энергетику движения и эмоциональный настрой картины. Индивидуальный стиль автора берет свои истоки в современном мире, где научный прогресс и технологии занимают одно из центральных мест, оттеснив человека с его мыслями и чувствами на второй план. Этот процесс одновременно восхищает и пугает художника, что передается через тревожно- восторженное настроение его полотен.
— Дэвид Бомерг относится к тем художникам, на чью судьбу значительным образом повлияло участие в вооруженном конфликте. После окончание войны его творчество уже никогда не станет прежним, оно теряет свою приверженность к механизации и новейшим технологиям и переходит в более спокойное русло. Картины художника после 1920 года теряют свою абстрактность и становятся более реалистичными с нотками экспрессионизма. Судьба Дэвида Бомберга сложилась таким образом, что он провел большую часть своей жизни в безвестности, не получив признания и оценки, которых, бесспорно, заслуживает его новаторство в живописи и неординарный талант.