Родился художник 20 июля в селе Кухи вблизи города Кутаиси в крестьянской бедной семье. Отец стремился к тому, чтоб дети получили образование, и семья перебралась в Кутаиси. Давид и его старший брат Саргиз поступили в гимназию.
1889 - 1952
Грузинский художник, график и мастер сценографии, а также историк искусства, изобретатель и педагог. Давид Какабадзе был новатором не только в области изобразительного искусства, но и в кинематографии, запатентовавшим пленочный аппарат для объемной съемки. Его художественное творчество отмечено любовью к различным европейским новейшим течениям и характеризуется как приверженностью к национальным темам и традициям, так и самобытной интерпретацией авангардных живописных тенденций 20 столетия. Художник оставил богатое художественное наследие. Самая большая коллекция картин принадлежит национальным музеям и галереям Грузии.
Ключевые идеи:
— Историки искусства отмечают, что для произведений Д. Н. Какабадзе, отличающихся выразительной декоративностью, характерно гармоничное сочетание четко ограниченных плоскостей ярких цветов, точность, даже строгость рисунка.
— В творчестве художника, полном парадоксов (противоречивым был также и его характер), много грузинских ландшафтов. Они всегда удивительно сотканы из обведенных темной линией пестрых квадратиков — этот четкий контур мастер привнес в пейзаж из жанра натюрморта. Прием стал эксклюзивной и безошибочно узнаваемой манерой живописи этого автора уже в первых имеретинских пейзажах.
— Вернувшись в зрелый период к теме ландшафтов Имерети, мастер подмечал и отображал признаки индустриализации. В состав картины с величественными и пестрыми горами входят, к примеру, не руины крепости, как это было в ранних полотнах, а силуэт электростанции.
— Во время продолжительного пребывания в Париже Давид Какабадзе увлекся «бессубъектными картинами» и много экспериментировал над живописной техникой. Свои теории он изложил в двух трудах — «О конструктивной картине», «Искусство и пространство», которые были изданы в Париже на французском и на грузинском языках в 1922 и в 1925 годах соответственно.
— Увлекшись кубизмом, Какабадзе полемизировал с представителями данного направления, утверждая, в частности, что «только динамическая криволинейная линия способна воплощать «дух машинизма», свойственный современности». Грузинский художник даже прочитал в Париже несколько лекций о своих методиках и о различных аспектах в изобразительном искусстве.
— В своих работах, как живописных, так и графических, Какабадзе успешно сочетал модерн с более авангардными техниками, и это стало вариантом его стиля — своеобразным мостом-переходом от кубизма и футуризма к искусству, называемому абстрактно-кинетическим. Художник, к примеру, в собственные коллажные работы вводил зеркала, блестящие металлы и линзы, стремясь к эффекту «работы» внутреннего света, который, про его мнению, должна была излучать картина.
— Оформляя спектакли для новаторского театра К. А. Марджанишвили, Какабадзе зарекомендовал себя умением оригинально использовать сценическое пространство, а сами декорации отличались лёгкостью и простотой. В них отражались модные художественные течения века — абстракционизм и стремление к декоративности. Правда, с изменением внутренней ситуации в стране художнику пришлось переходить к стилю, близкому к реализму.
— Кроме изобразительного искусства и многочисленных работ для театра широко образованный художник признан одним из «пионеров» стереосъмки. В 1923 году Д. Какабадзе сконструировал пленочный киноаппарат, который давал иллюзию объемно-рельефного изображения и запатентовал его. Художник стал таким образом одним из первооткрывателей трехмерного кино, которое сейчас называется 3-Д.
1889
1910 - 1915
1914
1916
1919
1919 - 1927
1923
1927
1930
1940
1952
Родился художник 20 июля в селе Кухи вблизи города Кутаиси в крестьянской бедной семье. Отец стремился к тому, чтоб дети получили образование, и семья перебралась в Кутаиси. Давид и его старший брат Саргиз поступили в гимназию.
При материальной поддержке меценатов и благотворительных обществ учился на факультете естественных наук Санкт-Петербургского университета. Параллельно с 1910 г. посещал занятия в «Мастерской для учащихся», где его наставником был академик Л. Е. Дмитриев-Кавказский, известный как рисовальщик, офортист, гравер и член-учредитель «Товарищества русских иллюстраторов».
Объединившись с художником П. Филоновым, он стал организатором небольшой творческой группы «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков». Единственным сохранившимся свидетельством его существования стал изданный в том же году манифест аналитического искусства «Сделанные картины».
Вернувшись в Тифлис, он стал членом новообразованного Общества грузинских художников, преподавал в одной из гимназий столицы рисунок. Раннее творчество – так называемый «первый имеретинским период», когда своей темой художник сделал эпические мотивы природы Кавказа и решал ее в символически-обобщенном стиле, близком к модерну.
Принял участие в организованном Обществом показе молодых художников, где выставлялись также ровесники и коллеги Л. Гудиашвили и Ш. Кикодзе, с которыми Давид подружился. По итогам выставки, имевшей большой успех, Общество грузинских художников наградило всех трех товарищей грантом для образовательно-обучающей поездки в Париж. До отъезда молодой художник вместе с Л. Гудиашвили и С. Судейкиным сделал росписи в помещениях тифлисского кафе «Химериони», где собиралась столичная творческая интеллигенция.
Жил во Франции, испытав увлечение кубизмом, затем абстракционизмом. Начал вводить в картины с элементами коллажа подвижные объемные предметы, чем предвосхитил возникшую позже кинетическую скульптуру. С энтузиазмом занимался культурой Византии, много путешествовал по Франции, посетив, в частности, знаменитую Бретань. Написал и издал на французском и родном грузинском языках две брошюры по теории изобразительного искусства.
Запатентовал собственноручно сконструированный пленочный киноаппарат для съемки стереоизображений. Участвовал в выставках Салона Независимых художников и в совместных выставках с грузинскими коллегами Гудиашвили, Кикодзе в галереях Парижа.
Вернувшись в СССР, перешел в живописи к своеобразной декоративной манере, частью которой стала кубистская техника и абстракционизм. Преподавал в должности профессора в Тифлисской (потом – Тбилисской) академии художеств в течение 20 лет (до 1948 года), возглавляя кафедру декорационного искусства. Практически сразу начал многолетнее сотрудничество с театром и кино.
Снял документальную ленту «Старые памятники Грузии», работал в драматическом театре в Кутаиси (впоследствии заведение было перенесено в Тбилиси) с выдающимся режиссёром-постановщиком К. Марджанишвили, оформив десятки спектаклей. Со временем вынужден был отойти от современных европейских тенденций века и подстраиваться под требуемый соцреализм.
Наступил важный в творческом наследии художника «второй имеретинский период», когда в знакомые грузинские ландшафты, написанные в оригинальной яркой манере он вводил признаки современных жизненных реалий (к примеру, демонстрацию с портретом Сталина у подножия огромной горы, занимающей практически все полотно). Тем не менее «за отказ адаптировать свое искусство к законам соцреализма» в 1948 году был уволен из Академии.
10 мая скончался в Тбилиси и был погребен в пантеоне грузинских писателей и общественных деятелей Дидубе.
течение
Кубизм
Абстракционизм
друзья
Ладо Гудиашвили
Шалва Кикодзе
Вера Пагава
Елена Дмитриевна Ахвледиани
художники
Лев Евграфович Дмитриев-Кавказский
Нико Пиросмани
Пабло Пикассо
Морис Утрилло
Михаил Ларионов
Наталья Гончарова
Фернан Леже
течение
Модерн
друзья
Ладо Гудиашвили
Шалва Кикодзе
художники
Карл Кукуладзе