Богумил Кубишта родился 21 августа в 1884 году в деревне Влчковице, неподалеку от чешского крупного города Градец Кралове.
1884 - 1918
Чешский художник-авангардист. Был активным членом чешского объединения «Восемь» («Osma») и организатором первой пражской выставки «Независимых», а также стал участником группы первых немецких экспрессионистов «Мост» («Die Brücke», Дрезден, потом Берлин) и выставок берлинского «Нового Сецессиона».
Богумил родился и вырос в бедной семье. В 1896-1905 гг. обучался в реальном училище, где обнаружил в себе большие математические способности. По окончании поступил в Художественно-промышленную школу (училище прикладного искусства) в Праге, которую оставил из-за конфликта с преподавателем. Затем намеревался продолжить учебу в пражской Академии изобразительного искусства, но остался совершенно недоволен классической системой преподавания. Покинул и это учебное заведение, пошел для заработка служить в армию. На становление Кубиста повлияла выставка Э. Мунка, которую он однажды посетил.
Работы художника – украшение коллекций многих чешских галерей и музеев. Творчество Богумила Кубишты оказало значительное влияние на становление национального авангарда в его различных проявлениях, на живопись молодого поколения художников периода между мировыми войнами и на творческую молодежь 1960-х годов 20 столетия.
Несмотря на то, что вся творческая карьера Богумила Кубишты укладывается в десятилетие, создание и развитие национальной чешской авангардной живописи представить без него невозможно. Его работы способствовали распространению различных теорий искусства в Чехии, приближая его к уровню мировых достижений. Будучи не только талантливым и оригинальным художником, Б. Кубишта сказал свое слово и в европейском масштабе – применяемый им синтез искусствоведы называют особым «экспрессионистическим кубизмом». Первые пражские выставки «независимых» художников, составлявших оппозицию академизму, прошли благодаря деятельному участию в их подготовке энергичного организатора и бескомпромиссного поборника современного искусства Богумила Кубишты.
Ключевые идеи:
— Первые значительные творческие достижения Б. Кубишты связаны с постимпрессионизмом (Ван Гог, Сезанн и др.), но очень скоро художник увлекся эмоциональным символизмом (живопись Э. Мунка), что привело постепенно к экспрессионизму. Жизненные обстоятельства бескомпромиссного художника в этот период были наполненны внутренними противоречиями, и драматизм действительности (предвоенное время) постоянно давил на впечатлительного художника.
— Переживания и размышления отразились в таких произведениях, как «Мотив старой Праги», «Натюрморт с черепом», «Солдат» и др. Картинам с чёткой и ясной и композицией свойственны органично выделенные изысканные цветовые решения, а по их яркой окрашенности можно говорить как об экспрессионизме, так и о чертах фовизма.
— Познакомившись с принципами кубизма и лично с Пабло Пикассо, Богумил Кубишта открывает для себя главную линию творчества – использование фрагментарности изображаемых объектов, их подача с разных углов зрения, как это демонстрирует изумительное по гамме полотно «Карьер в Бранике». При этом его картины не становятся вполне кубистическими, потому что художнику с аналитическим талантом, кроме формы, важен символ и эмоция.
— Он придавал некое беспокойство своим композициям, используя неестественные цвета, так что зритель не сразу может определиться с чувствами, которые вызывает картина. Эту особенность техники Кубишта «подсмотрел» у членов дрезденского «Моста». Своей манере изобразительного искусства, а это сочетание приемов и идей экспрессионизма и кубизма с элементами сакральных практик, которыми увлекался, чешский мастер останется верным до конца своей короткой и яркой творческой карьеры.
1884
1906
1907
1909
1910
1911
1913
1918
Богумил Кубишта родился 21 августа в 1884 году в деревне Влчковице, неподалеку от чешского крупного города Градец Кралове.
Поправив службой непростое финансовое положение, поехал во Флоренцию, где посещал галереи и музеи, знакомясь с творчеством мастеров прошлого, изучая живопись в частном порядке и много работая на пленэре.
По возвращении в Прагу впервые принял участие в художественной выставке и вступил в группу прогрессивных художников «Osma» («Восемь»). В это время продолжал следовать основным приемам живописи Э. Мунка, что послужило поводом к отказу от увлечения постимпрессионизмом (в особенности это были Сезанн и Ван Гог) и переходу к экспрессионистской манере.
Математический склад ума привел художника к занятиям оккультными практиками (посещал группу «Сурсум»). Сеансы спиритизма с элементами парапсихологии сказались на присутствии в произведениях сюрреализма.
Совершил поездку в Париж, где лично познакомился с Пабло Пикассо, одобрительно отнесшимся к работам чеха и посчитавшим его фамилию знаковой. Активно участвовал, проявив неординарные организаторские способности, в подготовке первой чешской выставки «Независимых» в Праге. Художника посетили члены немецкой художественной группы «Die Brücke» («Мост», Дрезден-Берлин) — экспрессионисты Эрнст Кирхнер и Отто Мюллер.
Стал членом объединения экспрессионистов «Мост» и участвовал в престижной выставке Зондербунда в Кёльне, а также экспонировался в показах Берлинского сецессиона 1912 года.
Финансовые трудности вынудили художника снова пойти на военную службу, затем он был мобилизован в австро-венгерскую армию в связи с началом Первой мировой войны и прошел немалый боевой путь (Пуле, Вена, Яромерже, Любляны, Словакия) и был награжден орденом Леопольда за проявленное мужество. В армии не забывал о главном своем призвании и продолжал рисовать и создавать картины.
Ушел из жизни 27 ноября 1918 года в Праге.