Бернар Бюффе - SKETCHLINE

назад

1928 - 1999

Бернар Бюффе

описание

Французский художник и график, литограф и скульптор, создатель самобытного чётко выраженного зарисовочного стиля, соединившего авангардную живопись с салонным искусством.

Родился в семье директора фабрики. Из лицея Карно был исключен с формулировкой дирекции: «не умеет учиться и должен искать свой путь в рисовании». Юность будущего художника прошла в оккупированном городе, где остро чувствовался и дефицит самого необходимого, и отсутствие свободы. В 1943 — 1945 годах учился на вечерних курсах Школы рисунка у Дарфеиля и в Школе изящных искусств в мастерской художника Нарбонна, разглядевшего гений своего ученика. Его сокурсниками были М. Бойтель, Дж. Пиккон, Л. Виллермоз.

Был признан уже к двадцати годам за работы, передававшие меланхолическое настроение и отражавшие атмосферу в обществе после Второй мировой войны. Б. Бюффе был признан при жизни, награждался многими престижными премиями и наградами. Несколько картин из серии «Страсти Христовы» находятся в Музее Ватикана (Коллекция современного религиозного искусства), художник, написавший свыше 8 тысяч произведений, представлен в десятках лучших музеев мира. Во Франции и Японии действуют музеи художника.

Ключевые идеи:

— Первоначально художник приобрел известность как автор меланхолически-тусклых, почти монохромных портретов, жанровых картин и натюрмортов – такая стилистика отражала настроение первых послевоенных лет (конец 1940-х). Угловатые фигуры с тоскливо-отчужденными лицами слишком худые из-за удлиненных пропорций изображены в нарочито неуютных интерьерах без намека на детали – просто на фоне голых стен. Своей приземленной обыденностью такая живопись шокировала публику. Экспрессия, которую зритель привык воспринимать через цвет, у Бернарда Бюффе была совершенно иного плана – от вида неприкаянных объектов сжималось сердце.

— Однако мизерабелизм (от франц. «несчастный») раннего творчества для самого автора был реализмом. Он говорил в интервью: «Оптимизм всегда казался мне формой слабости», добавляя, что понятие реализма для него соответствует простому узнаванию объектов как таковых. Если зритель «узнает» дерево, как бы оно не было изображено, — значит, художник реалистичен.

— Позднее, в 1950-60-е годы, произведения Бюффе расцветились яркими, хотя и по-прежнему довольно скупыми красочными акцентами. Отдельные темы стали чаще вырастать до больших панно, которые составлялись в многочисленные серии. Это и «Страсти Христовы», и «Цирк», и «Птицы». Отдельные выставки наполнялись парижскими, нью-йоркскими, петербургскими архитектурными пейзажами.

— Особняком стояли исторические темы («Французская революция» и др.), литературные сюжеты («Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса и др). При этом неизменным оставался «фирменный» стиль художника — жестким, с графически-«колючими» сильными штрихами. Искусствоведы называют такой прием «зарисовочным стилем» творца,работающего из внутренней необходимости, как одержимый или мистик.

— Мастер часто обращался к гравюре, литографии (сухая игла и др. техники) и создавал целостные ряды иллюстративных циклов к разным текстам, в частности, к романам Ф. Саган, стихам Бодлера. Отдельные мотивы переводил в скульптуру – она отличается таким же «немногословным» стилем, как и живопись Бернарда Бюффе. Первые две скульптуры выставлены в музее художника в Японии.
«Оторвать его от творчества было бы почти убийством» — говорила его супруга Аннабель. Именно поэтому, поняв, что не может больше рисовать из-за болезни, художник решил добровольно уйти из жизни.

Бернар Бюффе

Они повлияли

течение

Символизм

Реализм

друзья

Буатель Морис

Луис Вуйлермоз

художники

Гюстав Курбе

Он повлиял

течение

Мизераблизм

Экспрессионизм

художники

Фрэнсис Бэкон

Пабло Пикассо

описание

Местонахождение: Галерея Тейт, Лондон, Англия.

1967

описание

Местонахождение: частная коллекция.

1960

описание

Местонахождение: Национальный музей современного искусства, Париж.

1948

описание

Местонахождение: Галерея Мориса Гарнье, Париж.

1947

описание

Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

1949

описание

Материалы: масло, холст. Местонахожление: Центр современного искусства Помпиду, Париж.

1946