Художник родился 7 апреля в 1877 году в Будапеште, Венгрия.
1877 - 1956
Выдающийся венгерский художник еврейского происхождения, один из самых известных представителей венгерского авангарда первой половины 20-го столетия. Он родился в еврейской семье рабочего класса. Используя эстетику и приемы целого ряда современных движений, Бела Кадар создал мощные образы, основанные на мадьярской (венгерской) культуре и легендах. Художник был членом популярной берлинской художественной группировки «Der Sturm», его произведения экспонировались в Европе и Америке, закупались национальным музеем Венгрии и остаются востребованными в мире по сей день.
Излюбленными были сюжеты с присутствием скачущих лошадей, игрушечных лошадок или статуэток, появлявшихся в городских и интерьерных картинах, в портретах и пейзажах. Другой часто воспроизводимый художником мотив – музыка. Его обнаженные женщины изображались с гитарами и другими инструментами в самых неожиданных ракурсах. Картины мастера с сюжетами, написанными в легкой манере, стали широко известными — они дарили зрителю эстетическое удовольствие и легко вписались в любой интерьер. Сегодня его картины находятся во многих частных и общественных коллекциях по всему миру, включая Венгерскую национальную галерею в Будапеште.
Ключевые идеи:
— Бела Кадар присоединился к числу приверженцев кубистской манеры в то время, когда эстетика этого стиля уже прошла этапы аналитического и синтетического кубизма. Однако стиль продолжал развиваться и принимать в разных странах индивидуальные формы, сохраняя при этом основные принципы — ясность и чувство порядка, стремление показать объект изображения с различных точек зрения.
— До Второй мировой войны Кадар создал яркие и причудливые картины в гуаши, масляной и акварельной красках с изображением разных аспектов восточноевропейской жизни. Веселые пейзажи и образы культуры и крестьянского быта, но больше всего – городских сюжетов с присутствием женщин и животных.
— Художник часто сочетал в одном произведении натюрморт и изображение человека.
— По своей природе и силе воздействия на зрителя работы Кадара были близки к экспрессионистским, но при этом художник брал приемы разных стилей — ряд методов от футуризма и кубизма, в том числе орфизма, а также от конструктивизма и неопримитивизма. Кадар, экспериментируя, сформировал свой особенный, несколько игривый стиль.
— В период пребывания в Берлине художник постепенно изменил свой эмоционально заряженный и мощный, почти графический тон на более романтически настроенный. Кадар воспользовался как органичной составляющей для своего искусства модой на элементы фантазии, народной сказки, мифа.
— Изображая сцены с изящными абстрагированными фигурами загадочных дам и выразительных сельчан, почти всегда сопровождаемых животными («Невеста с кошкой», «Молочница и коровы»), художник выбирал сияющую, но при этом нежную палитру. Часто фигуры располагались на жемчужно-сером абстрактном фоне.
— Знакомый с футуризмом художник любил изображать движение. Он делал это мастерски и с большой экспрессией.
1877
1890
1896
1910
1918
1919
1923
1930
1940
1956
Художник родился 7 апреля в 1877 году в Будапеште, Венгрия.
После смерти отца и шести лет обучения в начальной школе был вынужден пойти работать в молодом возрасте: учился токарному делу, ухаживал за лошадьми – впоследствии эти животные очень часто появлялись в сюжетах его произведений.
Совершил первые поездки во Францию (Париж) и Германию (Мюнхен). Там он попал под влияние авангардного искусства того времени и по возвращении начал обучение в Школе рисования. Имея хорошие способности, помогал местному художнику делать росписи-фрески в общественных зданиях Будапешта.
Принял участие в конкурсе, объявленном Академией изящных искусств в Будапеште и выиграл приз Кохнера, по стипендии работал в колонии художников Сольнока. В 1912 году посетил Москву, где лично познакомился с Филиппом Маринетти — выдающимся поэтом- футуристом. В связи с началом Первой мировой войны и ее трагических для Венгрии политических результатов, творческая карьера не развивалась.
Разочаровавшись в смене режима после Первой мировой войны, оставил свою семью, чтобы попробовать свои силы в других странах Европы. Поселившись в Берлине, в течение недолгого промежутка времени делился студией с Марком Шагалом, который стал его кумиром.
Совместно с другом и земляком Хьюго Шейбером провел выставку в Вене (Салон Hevesy), которая имела значительный успех. Работы до 1920-х годов были отмечены романтичным настроением, радостно-светлой палитрой. В берлинский период под влиянием немецких художников-экспрессионистов из группировки «Der Blaue Reiters» («Синий всадник») изображал деревенские сцены, сюжетные композиции.
Состоялось важное для карьеры художника экспонирование произведений в берлинской галерее Г. Вальдена «Der Sturm» («Штурм»). Во время выставки Кадар познакомился с американской художницей и коллекционером Кэтрин Дрейер, которая приобрела работы Белы и устроила их показ в коллективном вернисаже в Бруклинском художественном музее в Нью-Йорке в 1926. На повторной выставке в том же салоне в 1928 году присутствовал и сам Бела Кадар.
Популярность Кадара как художника вышла за европейские рамки — помимо нескольких выставок в Будапеште и Берлине, ряд вернисажей прошел в Нью-Йорке, Филадельфии и др. В связи с ростом настроений нацизма художник вернулся в Венгрию.
Венгерский мастер, имевший еврейские корни, стал жертвой Холокоста и больше года провел год в Будапештском гетто. Ему удалось создать почти 50 рисунков, отображающих боль и страдания, которые он перенес. Несмотря на неприятие режимом его «слишком радикальных декадентских работ» и преодолевая увеличивающуюся слепоту, художник продолжал рисовать до своей смерти в возрасте 79 лет.
Ушел художник из жизни 31 декабря 1956 года в Будапеште, Венгрия.