Балтус (настоящее имя Balthazar Klossowsky de Rola) — французский художник польско-еврейского происхождения – один из самых таинственных и мистических художников двадцатого столетия, чьи картины чрезвычайно неоднозначны и востребованы мировым арт-сообществом. Балтус — один из тех живописцев, которых нельзя четко катологизировать. Он намеренно изолировал себя от всех художественных тенденций, которые преуспевали в его время, чтобы, как он признался, достичь вневременного реализма.
Балтус (граф Балтазар Клоссовски) известен своими эротически заряженными изображениями девочек-подростков, живущих в мире своих представлений и образов. Поэтому работы больше, чем сюрреализм, напоминают магический реализм с его сказочным миром.
Нельзя сказать, что на живопись мастера повлияло распространявшаяся мода на возвращение к реализму – он изначально использовал приемы искусство Старых Мастеров, дабы создавать свою вселенную. Его не всегда безобидные и характерные буржуазные интерьеры — это лишь условия для изображения двусмысленного мира, населенного молодыми людьми в разгар полового созревания, в который взрослые не допускаются, но могут извращенно вторгаться, как это изложено в скандальной работе «Урок гитары», которую сначала приобрел нью-йоркский МоМА, а затем срочно от нее избавился.
Художник активно сопротивлялся любым попыткам создания его биографического профиля – в телеграмме, отправленной в галерею Тейт, где готовилась ретроспектива его работ, он написал в ответ на запрос: «Балтус — художник, о котором ничего неизвестно. Теперь посмотрим его работы».
Ключевые идеи:
— Художник Балтус принадлежал к последователям фигуративного движения в то самое время, как королевой изобразительного искусства была абстракция. На протяжении всей своей творческой карьеры Бальтус отклонял существующие тенденции мира искусства и настаивал на том, чтобы его картины смотрели и ничего о них (как и об их авторе) не читали.
— Позднее живописец не попал, как это может показаться, в общее движение «назад к фигуративности и реальности», — он всегда находился под влиянием классической традиции, но не в формах академического формализма. Однако и ему присуща двусмысленность, присущая реалистическому процессу середины 20 столетия, когда художник, желая быть «объективным», становится критическим и обнажает социальные проблемы.
— Из писем художника можно понять, как он пояснял «непристойное» по мнению многих содержание своих картин: «эротизм в искусстве — то единственное, что все еще заставляет говорить о впечатлении от картины. Реакция вообще проявляется в виде скандала или цензуры». Однако он хотел, чтобы эротику отличали от непристойности и, говоря об «Алисе в зеркале», акцентировал: «я не верю, что это непристойно, и считаю, что есть правда в том, что девушка может смотреть на себя без стыда».
— Такая сюрреалистическая по своей сути объективность, когда зеркало становится в сюжете картины зрителем, — отличительная черта этого неординарного художника.
— Свое пристрастие к изображению подростков (он считал детей чистыми ангелами) наиболее полно он пояснил так: «Я никогда не смогу нарисовать женщину. Красота подростка интереснее. Девочка воплощает будущее, существо, прежде чем оно станет совершенной красотой. Женщина уже нашла свое место, ее красота раскрылась — тело женщины уже завершено. Тайна исчезла».
— Балтус относится к «тщательным» художникам — некоторые полотна создавал несколько лет, выполнив много подготовительных эскизов-исследований.