Выдающийся латвийский художник-авангардист, один из самых популярных и оригинальных живописцев второй половины 20-го столетия, часто называемый патриархом латвийского искусства современной эпохи.
Выбрав абсолютно индивидуальный путь и стиль в изобразительном искусстве, Аусеклис Баушениекс говорил: «Я ищу предложения для своих картин из окружающей среды, из повседневной жизни, я реалистичен в форме работы». При этом он мастерски использовал технику пуантилизма и продолжил французские постимпрессионистические традиции.
Всегда доброжелательный и остроумный в жизни, Бауш (так он подписывал свои картины) создавал глубокомысленные многогранные произведения, порой драматически детализированные. Бытовые сюжеты его работ становились сюрреалистическими, наполняясь гротескными коллизиями, основанными на жизненных наблюдениях.
Наследие художника позволяет увидеть и другие аспекты его искусства – к примеру, он внес вклад в бизнес-графику, создавая плакаты, этикетки для товаров и продуктов.
Художник, несмотря на обвинения в отступлении от канонов соцреализма, стал членом Союза художников СССР, а его работы уже при жизни выставлялись, кроме в Латвии, в Литве и Германии, в России и США, во Франции и Австралии. Произведения А. Баушкениекса находятся в музеях и частных коллекциях в Латвии и за её рубежами, пользуются спросом на арт-аукционах.
Ключевые идеи:
— Аусеклис Матисович Баушкениекс работал, судя по большинству сюжетов, в области жанровой бытовой картины, широко используя элементы сатиры, а порой и гротеска. Кроме остросюжетных композиций, часто основанных на социальных и экологических событиях, писал оригинальные сюжетные портреты.
— Произведения живописца имеют своеобразный почерк: он сочетал стилистику примитивного (наивного) народного искусства и сюрреализма. При этом он активно использовал устоявшиеся традиции методики пуантилизма (мелкие мазки-точки) и характерный для этого ответвления постимпрессионизма деликатный колорит.
— Художник, осваивая масляную технику, работал мягкими пастельными тонами, интерпретировал формы изображаемых объектов и персонажей довольно реалистично. Себя Баушкениекс называл реалистом, но его реализм служил средством придания выбранному сюжету различных оттенков ирреальности, сказочности или мифичности.
— В жанровых картинах, где отсутствуют аллегории и какие-либо сюрреалистические тенденции, художник также использовал технику неоимпрессионистов, хотя и не совсем буквально. В отличие от идеологов пуантилизма Ж. Сёра и П. Синьяка, предлагавших ставить точки чистого цвета, которые потом смешиваются в глазах зрителей, латвийский мастер применял еще и оттенки палитры.
— Имея своеобразный стиль не только в живописи, но и в графическом рисунке, Аусеклис Баушкениекс развил его в работах по созданию типографической продукции – в основном, плакатной.
— Скромный в жизни и бурный в своем искусстве Бауш оставил большое наследие, наполненное оптимизмом и чувством юмора. Художнику всегда удавалось придерживаться своего кредо — быть знаменитым, оставаясь непредсказуемым и неизвестным.