Архипенко Александр Порфирьевич родился в семье инженера-изобретателя, профессора Киевского университета и дед будущего скульптора-новатора был художником-иконописцем.
1887 - 1964
Украинский художник и скульптор-новатор и с мировым именем, яркий представитель кубизма и абстракционизма в скульптуре и живописи, работавший во Франции, Германии и большую часть творческой карьеры — в США.
Работы А. Архипенко перевернули устоявшиеся представления о скульптуре, показали возможность составлять единое из неэквивалентных различных форм, вводить в одну композицию стекло и дерево, металл, ткани и бумагу. Выраженная конструктивность и одновременно лиричность, необыкновенная пластичность в передаче движения — основные качества творений художника и скульптора.
Произведения Архипенко, высоко оцененные его современниками Пикассо и Дюшаном, Леже и Родченко, Делоне и Грисом, пользовались неизменным вниманием, вызывали позитивные отклики в прессе и монографиях. Художник-новатор провел за более полутора сотен персональных выставок, имел и имеет немало и последователей, и исследователей.
Художник щедро делился своим неординарным видением на визуальное творчество – его частные студии в Париже, Берлине, разных городах Америки, а также лекции и мастер-классы, с которыми он ездил по городам, посещали тысячи начинающих и маститых ваятелей и живописцев.
Никогда не терял связи с соотечественниками – был членом Украинского студенческого клуба в Париже, в Берлине — членом Украинской Громады, в США входил в Ассоциацию украинских художников, в Украинскую академии искусств и наук, работал в Украинском институте США. Он создал четыре бюста Т. Шевченко (один установлен в Парке национальностей в Кливленде), портреты И. Франко, украинских общественных деятелей. В советской Украине имя Архипенко не упоминалось до оттепели 1960-ых, 5 произведений из Львовского музея были уничтожены в 1950-ых, как и 22 творения из музеев Германии в 1930-ые.
Ключевые идеи:
— Работы самого раннего парижского периода были так оригинальны, что к Архипенко пошли ученики, хотя он сам приехал во Францию в поисках учителя. Первым использовав кубические приемы в скульптуре, он стал композиции не тесать или лепить, а составлял их из геометрических форм.
-Чаще всего образы у мастера условны до абстрактности. Он подчеркивал, что «с тех пор, как есть фотография, сходство не нужно. Считаю, что задача художника не фотографировать, а творить».
— Художник говорил: «Именно отсутствие чего-то и есть причиной, импульсом мотива творения». Из этого посыла родилась реформаторская идея пустоты как выразительного средства – отсутствие в фигуре лица (смоделированная пустота) привлекает к нему внимание. Простор внутри скульптуры использован как изобразительный элемент, равный по силе материальным деталям – эту технику позже развивали Я. Липшиц и Г. Мур, использовал в живописи Пикассо.
— С именем А. Архипенко связано использование контробъема в скульптуре. Вместо выпуклых линий мастер делал переходы вогнутых поверхностей, ограниченных тонким контуром. Это давало особых эффект, поскольку свет мог скользить и перетекать по вогнутым элементам, создавая новую гармонию объемов.
— Архипенковскому стилю в скульптуре-коллаже присуще соединение металла и тканей, дерева и пластмассы, цемента и терракоты, стекла и жемчужин, а также готовых бытовых предметов. Сейчас в дизайнах и скульптурах это кажется обычным, но украинский новатор был в числе первых, предложивший такой синтез.
— Движущиеся бил-борды, всем сейчас знакомые, скульптор придумал в 1912, а воплотил сложный механизм, создающий живописные композиции при помощи узких цветных полосок уже в США, запатентовав «двигающуюся живопись».
1887
1902
1906
1908
1910
1912
1920
1921
1923
1927
1933
1946
1952
1964
Архипенко Александр Порфирьевич родился в семье инженера-изобретателя, профессора Киевского университета и дед будущего скульптора-новатора был художником-иконописцем.
Поступил для изучения живописи в Киевское художественное училище, был через 3 года отчислен из него за участие в забастовке, вскоре при поддержке друга А. Богомазова организовал первую выставку своих работ в родном городе.
Недолго продолжал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, остался недоволен академизмом программы и методов обучения, посещал некоторые частные школы-студии.
Переехал в Париж, где встретился с Ф. Леже и другими художниками-кубистами, в большинстве своем проживавшими в La Ruche –интернациональном общежитии бедных художников. Уже через год выставляется в Салоне Независимых с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Дереном, Браком и др. Вместе с А. Модильяни посещал музеи, изучая традиции готики и античности, Ассирии, Египта, но в классике, как и его друг, не утонул – оба создали свой неповторимый стиль.
Открыл мастерскую по соседству с Пикассо на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, регулярно (почти всегда дважды в год) экспонировался в парижских Салонах. Работал совместно с группой художников и скульпторов-кубистов.
Первая персональная выставка состоялась в Хагене (Германия), стал членом группы художников d’Or. Открыл собственную художественную школу, ограничил связи с кубизмом, т.к. находил в нем формального больше, чем творческого. Совершил длительное путешествие с показом работ в Италии и Швеции, Германии и Чехии. В следующем году участвовал в знаменитой скандальной Оружейной выставке в Нью-Йорке. В Первую мировую войну жил в пригороде Ниццы и работал на «скульпто-живописными» произведениями.
Привез на Венецианскую биеннале 85 скульптур и рисунков, которые итальянские критики, не готовые к такому реформаторству, называли «ортопедическими неприятными комбинациями», а католический патриарх запретил верующим посещать вернисаж из-за «глумления над телом человека». Такая критика сделала Архипенко еще больше популярным.
Женился на немке А. Бруно-Шмиц, поселился в Берлине, открыл свою школу-студию. Состоявшийся в нью-йоркском Музее современного искусства показ работ Архипенко имел шумный успех, следом вышли монографии о скульпторе на многих языках, в т.ч. на русском.
Эмигрировал в США, где уже в следующем году создал серию Peinture Changeante и Archipeinture — движущиеся картины, предшествовавшие кинетическому искусству. Начал преподавательскую деятельность: в разное время работал в 17 художественных учебных заведениях США, 3 основал сам – в Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго.
Американское патентное бюро выдало Архипенко патент на изобретение «метода оформления сменных изображений». Вместе со следующим патентом на аппарат для их демонстрации под названием «архипентура» эти изобретения стали основой для функционирования современных биг-бордов. Вскоре получил американское подданство.
В украинском павильоне на всемирной Чикагской выставке «Сто лет прогресса» один из залов вместил 48 работ Архипенко, оцененных в баснословную сумму 25 тыс. долларов (самое дорогое авто стоило только 1 тыс).
Организовал летнюю школу искусств в Бирсвилле, где вел занятия параллельно с преподаванием в Институте дизайна Чикаго. В следующем году выполнил первую резную пластическую скульптуру, освещенную изнутри. Чтобы вырезать пластик, сконструировал в американском Баухаусе специальную машину.
Несколько работ, в т.ч. чудесная скульптура «Ма», находившаяся в Национальном музее Львова, были уничтожена вместе с произведениями Бойчука, Глущенко, Труша как «формальная».
Архипенко Александр Порфирьевич умер 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке, США.
течение
Конструктивизм
Абстракция
Футуризм
Кубизм
друзья
Амедео Модильяни
Пабло Пикассо
художники
Огюст Роден
Хуан Грис
Фернан Леже
Умберто Боччони
течение
Кубизм
друзья
Александр Богомазов
художники
Вадим Меллер
Владимир Баранов-Россине
Соня Делоне
Альберто Джакометти
Александр Родченко
Павел Максимович Ковжун
Яков Липшиц
Генри Мур