Восданик Манук Адоян родился в небольшом армянском поселке в обеспеченной семье. Родители художника имели собственную усадьбу и земли, и мальчик провел детство в окружении потрясающе красивой природы и людей с богатыми культурными традициями.
1904 - 1948
Аршил Горки (настоящее имя — Востаник Манук Адоян) — американский живописец армянского происхождения, выдающийся художник США двадцатого столетия. Он был ярким представителем сюрреализма и одним из основоположников абстрактного экспрессионизма, движения, которое утвердило самостоятельность и уникальность американского изобразительного искусства в мире.
Свое имя Востаник Манук Адоян решил изменить после эмиграции в США, где он начал абсолютно новую жизнь, оставив позади крайнюю бедность и лишения. Наибольшим потрясением для художника стала смерть его матери, которая умерла от голода у него на руках в 1919 году. Влияние этого события заметно во многих работах художника, особенно портретах матери, вариации которого он создавал на протяжении всей карьеры.
Жизнь Арщила Горки, закончившаяся самоубийством, полна трагизма, а его личность окружена ореолом загадочности и тайны. Сам художник любил искажать факты своей биографии, создавая различные мифы по поводу своего происхождения, детских и студенческих лет. Эти невероятные выдумки, тем не менее, не смогли затмить его выдающихся достижений в живописи. Творчество Аршила Горки – уникальное явление, которое сложно охарактеризовать как проявление одного из существующих стилей. Оно является переходным этапом между живописной классикой и авангардом, и оказало огромное влияние на развитие современной живописи в США.
Ключевые идеи:
— Творчество художника насыщено трагичными воспоминаниями и горечью утраты. В своих произведениях художник затрагивал глобальные темы: борьба и страдания, угнетение и свобода, жизнь и смерть. Его картины сложно отнести к одной эпохе или нации, они скорее являются универсальным художественным выражением, опытом всего человечества.
— Горки очень гордился своим армянским происхождением. Он часто включал в свои работы воспоминания из детства, проведенного на родине, элементы национальной культуры и религии. Художник говорил, что Армения – великое государство, которое хранит наследие древних цивилизаций и которое незаслуженно пребывает в забвении и нищете.
— В отличие от других сюрреалистов, художник абсолютно не интересовался методом использования в творчестве подсознания. Горки считал это полным абсурдом и часто критиковал художников, работающих таким способом, хоть и состоял со многими из них в прекрасных дружеских отношениях.
— Аршилу Горки суждено было сыграть важную роль звена, соединившего европейскую художественную традицию и американскую философию. В то время как многие американские художники перенимали европейские направления, а другие создавали искусство, значимое и известное лишь в своей стране, Горки стал автором универсального способа восприятия и выражения в мире искусства, понятное на всех континентах и во всех странах.
— Берущее истоки в культуре древних цивилизаций и в достижениях современной живописи, искусство художника наполнено глубоко личными эмоциями и переживаниями. Зрелые произведения Аршила Горки написаны при помощи чистых эмоций, что предвосхищает появление абстрактного экспрессионизма и служит толчком для его бурного развития в 1940-1950-х годах.
1904
1914
1919
1920
1922
1924
1931
1943
1946
1948
Восданик Манук Адоян родился в небольшом армянском поселке в обеспеченной семье. Родители художника имели собственную усадьбу и земли, и мальчик провел детство в окружении потрясающе красивой природы и людей с богатыми культурными традициями.
Дом Адоянов был полностью разрушен в результате гражданской войны, и семья была вынуждена бежать в Ереван. Там Восданик учился в школе Темаган, где изучал рисунок и резьбу по дереву. Отец художника к тому времени оставил родину, и эмигрировал в Америку, чтобы избежать службы в турецких войсках.
Положение армянского народа все ухудшалось. Мать художника умерла от голода, что стало большой трагедией для него и наложило отпечаток на всю дальнейшую судьбу Восданика. Оставшись с сестрой без средств к существованию, начали искать способы переехать в Америку к отцу, куда уже эмигрировали раньше две старшие сестры.
С большими трудностями художнику и его сестре удалось переехать в Америку. Здесь он встретился с отцом, которого не видел с четырех лет, но отношения у них не сложились.
Поступил в Новую школу дизайна Бостона, где очень скоро стал помощником преподавателя. Во время учебы Горки имел возможность изучать современное американское и европейское искусство в музеях и картинных галереях города. В этот период художник пишет картины в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.
Переехал в Нью-Йорк, где продолжил карьеру преподавателя в школе дизайна. Горки знакомится со многими современными художниками и налаживает со многими из них тесное сотрудничество. В этом же году поменял свое имя на Аршил Горки.
Состоялась первая персональная выставка Горки в Галерее Меллона в Филадельфии. К этому времени художник уже пользовался заслуженной популярностью и уважением коллег. Он сотрудничал с группой абстрактных сюрреалистов, среди которых были такие выдающиеся личности как Стюарт Дэвисом, Виллем де Кунинг и Джон Грэм.
Художник провел лето на ферме в Вирджинии. Это время оказалось самым плодотворным в творчестве Горки и счастливым в личной жизни. Художник создал большие красочные произведения, в которых окончательно формируется его индивидуальный живописный стиль.
В студии Горки случился пожар, в результате чего погибло много его произведений. Это событие, а также серьезная болезнь стали причиной депрессии и угнетенного состояния художника, которое отобразилось на тематике и настроении его работ.
Художник попал в серьезную автокатастрофу, вследствие которой его правая рука оказалась парализованной, а его жена ушла от него к его другу Роберто Матта. Не выдержав новых ударов судьбы, Аршил Горки покончил с собой, повесившись в своей студии.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Сюрреализм
Кубизм
друзья
Виллем де Кунинг
Андре Бретон
художники
Поль Сезанн
Пабло Пикассо
Жоан Миро
Фернан Леже
Джорджо де Кирико
Василий Кандинский
течение
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Роберто Матта
художники
Марк Ротко
Морис Луис
Джорджио Каваллон