Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Базеле, Швейцария.
1827 - 1901
Швейцарский живописец, график и скульптор. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Один из выдающихся основоположников символизма в европейском изобразительном искусстве, автор очень известной картины «Остров смерти».
Произведения Бёклина, говоря словами самого мастера, «побуждают к размышлениям». Однако не усложненная интеллектуальность и умозрительная потаенность чувств, а эмоциональность — основа идей автора, подлинного романтика духа. Именно поэтому искусство Арнольда Бёклина оказалось близко мастерам символизма, выделявшим эту грань таланта Бёклина.
Ключевые идеи:
— Картины А. Бёклина, яркие и порой до резкости контрастные по цвету, представляют зрителю вымышленный мир, зачастую слишком, то есть нарочито таинственный.
— Главным достоинством полотен является их колорит, не лишенный некой эксцентричности, смелой для того времени.
— Первоначально отдававший себя ландшафтной тематике, Бёклин вскоре на первый план композиций ставит фигуры, в основном мифические. Всю яркую культуру любимой своей Италии Бёклин воспринимает как классический миф, что питает воображение творца. Так на полотнах начинают соседствовать реальные пейзажи и музы, венеры, античные герои, а также менее гармоничные, но более загадочные существа – наяды, тритоны, кентавры. При этом зрителя не покидает ощущение полного единства натуры с вымыслом.
— Характерная для большинства символистов тема одиночества, часто рокового, во многих сюжетах Бёклина звучит в полную силу. И прежде всего в знаменитом полотне «Остров мертвых», которую автор повторил пять раз, меняя тональность и световые эффекты. В этой картине символично все, а не только образ обособленного острова – наличие «деревьев печали» (кипарисов), заброшенной безлюдной виллы, лодки с фигурой в белых одеждах.
— Дух избранности, романтической приподнятости чувств над прозой присущ автопортретам Бёклина. Эти полотна «срежиссированы» очень эффектно, а в цветовых сочетаниях очень выразительны. Это, с одной стороны, невольно заставляет думать об автопортретах Ван Дейка и Рембрандта, а с другой, — соотносить их с автопортретами С. Дали. В каждом образе (у дерева или с бокалом воды, или со скрипкой смерти) всегда выявляется эмоциональное начало. И оно имеет, невзирая на продуманность композиции, характер некой импровизации, подчиненной видению мастера.
1827
1845 - 1848
1850 - 1857
1857 - 1860
1860 - 1862
1867 - 1877
1880
1886
1894
1901
Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Базеле, Швейцария.
Учился в Академии художеств в Дюссельдорфе у живописца и скульптора Хильдебрандта и мастера пейзажа Ширмера, затем у пейзажиста Калама в Мюнхене; познакомился с меценатом-коллекционером графом Шаком.
Работал в Риме. Итальянские впечатления в творчестве стали определяющими; здесь он в 1853 г. счастливо женился на 17-тилетней итальянке (из 14 их детей выжило шестеро).
Жил и работал в Базеле и Мюнхене.
В Веймаре преподавал в должности профессора в Высшей художественной школе (Академии).
Совершил длительную поездку в Италию.
Пишет пять вариантов темы «Остров мертвых».
Начал жить и работать в Цюрихе.
Переселился в окрестности Флоренции, жил на своей вилле близ Фьезоле до конца жизни.
Ушел художник из жизни 16 января 1901 года в Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Флоренция, Италия.