Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль был сыном виноградаря, сама фамилия которого означает на каталонском наречии «виноградная лоза». В крестьянском труде и самостоятельных упорных попытках заняться искусством прошли двадцать первых лет его жизни.
1861 - 1944
Французский каталонского происхождения скульптор, мастер искусства гобелена, живописец, книжный иллюстратор. Был членом группы последователей Поля Гогена «Nabis», хотя и не использовал их методы в жанре ваяния.
Майоль выступил во второй и главный период своей творческой карьеры как один из самых оригинальных ваятелей и считается автором, совершившим революционный «возврат» к классической скульптуре в то время, когда искусство имело вектор движения к абстрактному направлению. Он стремился к гармонии, соразмерности, упрощению визуальных форм, тяготевших в конце 19 столетия к грандиозности.
Также некоторые каталогизируют его как предшественника таких скульпторов, как Генри Мур (запись в блоге 15 ноября 2009 г.). Но также, если мы углубимся в его биографию, нам представлен разносторонний художник, который доминировал во всех дисциплинах, хотя он наконец нашел путь к его творчеству в скульптуре.
Благодаря стараниям друга и музы мастера Дины Верни, на протяжении всей жизни занимавшейся пропагандой творчества Аристида Майоля, был в 1995 году открыт музей скульптора, мастера декоративно-прикладного искусства и художника в Париже. 18 скульптур были ею переданы как дар французскому народу с условием их постоянного экспонирования в садах Тюильри.
Гуманистическое по сути и исполнению искусство Аристида Майоля оказало огромное влияние на творчество многих крупнейших скульпторов 20 столетия.
Ключевые идеи:
— Французский скульптор в начале творческой карьеры больше занимался живописью, а также изготавливал гобелены. К скульптуре обратился в зрелом возрасте и в произведениях опирался на обожаемое им древнегреческое наследие, сохраняя при этом конкретность жизненных образов и стремясь к обобщенности создаваемых пластических объемов.
— Самым сильным впечатлением начала 1980-ых Майоль называл искусство символиста Пюви де Шаванна. Но решающую роль в становлении манеры сыграло знакомство в 1889 году с творчеством Поля Гогена — он перенял у него антиакадемичность, современное звучание и энергию художественного языка, взгляд на творчество как на «образ» мира. Аристид сохранил глубинные связи с Гогеном и в будущем.
— В гобеленах, как и в живописи раннего периода сильно влияние стиля модерн и понт-авенской школы (группа «набидов»). Стилизованное упрощение и плавно- мягкая, извивающаяся линия останутся отличительной особенностью творческой индивидуальности творца.
— Аристид Майоль добивался гармонии весомо-материальных, а порой грузных форм, целостности скульптурных поверхностей и плавности силуэтов. Изображая, главным образом, обнаженную женскую фигуру, он воплощал в ней идеал прекрасного, в то же время передавая или присущую натуре динамику, или ощущение созерцательного покоя.
— Мастер подолгу работал над каждой скульптурой, стремясь связать ее символическое содержание с образами современности, а свои художественные решения ориентировал на гармонию с окружающей средой.
1861
1881
1885
1889
1894
1899
1902
1905
1908
1925
1934
1937
1940
1944
Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль был сыном виноградаря, сама фамилия которого означает на каталонском наречии «виноградная лоза». В крестьянском труде и самостоятельных упорных попытках заняться искусством прошли двадцать первых лет его жизни.
Бросив учебу в колледже, поселился в Париже. Посещал сначала вольнослушателем школу при Академии изящных искусств, затем Школу декоративных искусств. В этих заведения его угнетала консервативная система обучения.
Поступил в Эколь де Бозар, занимался в классах А. Кабанеля и Ж.Л. Жерома. За четыре года обучения приобрел профессиональные навыки, однако в академическом обучении был сильно разочарован.
Знаковое для скульптора знакомство с Полем Гогеном и художниками группы Наби. Художник увлекся, кроме живописи, изготовлением гобеленов, сулившим возрождение старинных промыслов.
Вернулся домой и организовал мастерскую гобелена и декоративных предметов: шесть мастериц работали над изделиями по его эскизам для ширм, панно и проч. На выставке «Группы ХХ» в Брюсселе показал гобелены «Очарованный сад», «Музыка». Работал также с деревом, керамикой, бронзой, украшая произведения лепными античными персонажами. Эти работы были представлены публике и принесли Майолю известность, появились и поклонники среди коллекционеров.
Временно утратил зрение. Когда выздоровел, вынужден был оставить живопись и ковроткачество. Самостоятельно обратился к скульптуре, начав с небольших статуэток в упрощенном декоративном стиле модерн.
Первую персональную выставку Майоля посетил Огюст Роден, который был восхищён работой «Леда». Это своеобразное благословение великого скульптора было успехом и признанием правильности выбранного им пути.
Приступив к созданию первых больших статуй еще в 1901 году, выставил на Парижском осеннем Салоне работу «Средиземноморье» (или «Мысль»), имевшую огромнейший успех, так как она была безупречна по композиции и удивительно пластична. Начал участвовать в конкурсах на изготовление памятников. Первым монументом стала «Скованная свобода», которой заказчики остались недовольны и скрыли непривычный облик произведения, поставив на очень высокий постамент и окружив деревьями.
Совершил благодаря коллекционеру и поклоннику Кесслеру давно желанную поездку в Грецию. Там пробыл почти два года, созерцая и зарисовывая скульптуры Парфенона и другие античные артефакты.
Состоялась его первая выставка в Соединенных Штатах в городе Буффало. В Европе скульптуры показывались практически во всех европейских столицах и многих городах.
Во время ретроспективы в швейцарском Базеле встретил пятнадцатилетнюю уроженку Молдовы Дину Вирни, ставшую до конца жизни и творчества его моделью, музой и другом. Во время войны она руководила переправкой беженцев через Пиренеи. Майоль указывал ей маршруты. Дину, еврейку по национальности, дважды арестовывало гестапо, но художник, пользуясь знакомством с А. Брекером (любимый скульптор Гитлера), смог ее освободить. Это негативно повлияло на репутацию Майоля, т.к. его посчитали пособником нацистов. Позже путь перехода для евреев назвали «дорогой Майоля».
Большой показ состоялся в Париже на Всемирной выставке, принесший скульптору теперь уже мировую известность. Работы стали востребованы и вошли в коллекции крупнейших музеев мира.
Начал работу над последней монументальной статуей «Гармония». Скульптор в тяжелые годы оккупации практически не выезжал из Баньюльса, проводя, несмотря на почтенные годы, по десять часов в мастерской. Произведение осталась незаконченным – Аристид Майоль умер вследствие травм от автомобильной катастрофы.
Аристид Жозеф Бонавантюр Майоль умер 27 сентября 1944 года в Баньюльс-сюр-Мер, Франция.