Аристарх Васильевич Лентулов - SKETCHLINE

назад

1882 - 1943

Аристарх Васильевич Лентулов

описание

Крупнейший русский художник, живописец и сценограф.

Один из родоначальников русского авангарда Аристарх Лентулов в истории изобразительного искусства аттестуется как смелый экспериментатор и «солнечный» художник. Был членом группы «Бубновый валет» и одним из первых работал на стыке фигуративной и бессубъектной живописи, самым первым выбрал ориентировкой в живописи цвет. Был организатором и председателем Общества Московских художников, профессором нескольких учебных заведений.

Ключевые идеи:

— Александр Бенуа в статье к экспозиции «Венок» (1909 г.) написал: «А. Лентулов — красочный прекрасный художник. Нужно ценить, лелеять его радостный ясный талант, бодрое отношение к делу. Полотна его поют, веселят душу». Это ёмкое и удивительно точное определение характеризует эмоциональное настроение, которое вызывают картины Лентулова. Биографы не могут решить, кто дал Лентулову прозвище «художник солнца», но оно было чрезвычайно правильным. Сам он писал: «Моя страсть яркому свету, к солнцу сопутствовала мне со дня моего рождения».

— Что касается техники и применяемых методик в построении композиций, художник был авангардистом с большой буквы. Его называли самым отчаянным экспериментатором сообщества «Бубновый валет». Ставший для Лентулова и открытием, и источником вдохновения кубизм позволил не только максимально абстрагировать пространство и объект изображения, не переходя в абсолютную беспредметность, но и подчеркнуть, что цветовая сочность играют главную роль в картине.

— Энергия, с которой Лентулов строит композицию, вызывает ощущение движения с непрерывным изменением ракурсов монастыря или храма, соседствующего с современными зданиями. Передается также ощущение звона и гула большого города, воспроизведенного по принципу «цветодинамики». Именно этот прием стал лентуловским воплощением представлений о новых возможностях живописи.

— Картины, условно называемые архитектурными пейзажами, калейдоскопичны, поскольку художник хотел видеть объект как бы отовсюду сразу. Он, по воспоминаниям дочери, «десятки раз обходил его (собор Василия Блаженного) кругом, запоминая причудливые ракурсы, следя за меняющимся положением отдельных глав», а затем «передавал эту сказочность, безудержную фантазию формы» самыми жизнерадостными красками.

— Станковая картина оставалась главной в творчестве А. Лентулова и в дальнейшем, когда эпатаж и удаль раннего периода сменились стремлением к аналитическому постижению мира. Автопортреты и портреты характеризуются сосредоточенностью на постижении внутреннего состояния персонажа, часто подчеркиваемым то горячим, то спокойным фоном. Интенсивная динамика сменяется ритмически безупречной и почти уравновешенной композицией, движение как бы замыкается внутри поля картины, «замедляется», но остается изложенным фрагментарно, как это наблюдается в кубизме.

Аристарх Васильевич Лентулов

Они повлияли

течение

Фовизм

Кубизм

Футуризм

Абстракционизм

Орфизм

друзья

Илья Машков

Петр Кончаловский

Роберт Фальк

Александр Васильевич Куприн

Анри Виктор Габриель Ле Фоконье

художники

Константин Аполлонович Савицкий

Николай Пимоненко

Дмитрий Николаевич Кардовский

Николай Иванович Кульбин

Эжен Делакруа

Франтишек Купка

Он повлиял

течение

Кубизм

Футуризм

друзья

Илья Машков

Василий Васильевич Каменский

Петр Кончаловский

Фернан Леже

Робер Делоне

Игорь Грабарь

Сергей Васильевич Герасимов

Александр Александрович Осмёркин

художники

Элий Белютин

Александр Аркадьевич Лабас

Клавдия Александровна Тутеволь

Василий Кандинский

Казимир Малевич

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1933

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1919

описание

Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

1918

описание

Местонахождение: Рязанский художественный музей, Россия.

1917

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1917

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1916

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1913

описание

Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1911 - 1912

описание

Местонахождение: Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.

1913