Родилась художница в семье сотрудника таможни и была старшей из восьми детей. Каждые три года семья переезжала на новое место службы отца, который заботился о художественном таланте дочери.
1911 - 2013
Испанская художница — живописец, график, мастер книжной иллюстрации. Анжелес Сантос была современником второго поколения авангардистов, членом испанского «Общества иберийских художников», куда в разные годы входили Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. Ее искусство сочетало черты сюрреализма, кубизма, магического реализма и экспрессионизма.
Художницу часто называли испанским Рембо — картина восемнадцатилетней художницы «Мир» стала сенсацией 9-го осеннего салона в Мадриде, а в возрасте 19 лет она написала свою лучшую работу. Однако, в отличие от Рембо, после значительного перерыва в работе, ANGELES SANTOS возобновила свою карьеру, начав продуктивно писать картины в других стилях.
Известные интеллектуалы и творцы (в том числе поэт Гарсия Лорка) посещали дом юной художницы в испанском городе Вальядолид. Многочисленные персональные выставки художницы, чья творческая карьера составила более 80 лет, проходили почти во всех столицах Европы, а также в городах Америки.
В 2005 году художница удостоилась от правительства Каталонии награды «Cross Prize — Creu de Sant Jordi». Ее работы входят в коллекции крупнейших музеев Испании. Признанием важности и значимости искусства художницы стало включение двух произведений («Un mundo» и «La tertulia») в книгу «Сто лучших картин ХХ века».
Ключевые идеи:
— Работы А. Сантос специалисты делят на три этапа, обозначенных пребыванием художницы в городах Вальядолид, Мадрид и Барселона. В конце 1920-х годов живописной школой Вальядолида руководил английский художник К. Холл. Анжелес усвоила современные образные тенденции кубизма и сюрреализма. Наиболее значительные работы, прославившие автора, написаны в первый период, кода Анжелес было 18-20 лет.
— Эстетика искусства Сантос развивалась головокружительно быстро, что было связано с изучением ею книги Франца Роха «Магический реализм. Постэкспрессионизм. Проблемы новейшей европейской живописи».
— Начальные работы, в которых персонажи обрабатываются неестественно, содержат деформированные фигуры, обычно окруженные мрачной средой. Но уже в картине 1929 года «Мир» виден окончательный вход 18-летней Сантос в сюрреалистическое искусство.
— Наиболее близкой к Новой Германской объективности работой оказалось полотно «Тертулия», первоначально названное «Кабаре». В работах этого времени одновременно выделяется тщательно продуманная повествовательная композиция и сближение разнообразных действий персонажей.
— Новый период характеризуется связью мистического и реалистичного начал, характерной для живописи Каталонии. Мазок художницы приобретает текстуру и в то же время теряет лаконичность, приводя к дистанцированию от сновидений и приближаясь к выражению реальности.
— Живописная деятельность художницы претерпела перерыв – новые работы после брака с Э. Грау Сала становятся более светлыми и эфирным. Однако этот барселонский период был окончен с началом Гражданской войны, а также рождением сына.
— С конца 1960-ых художница предпочитала жанр пейзажа, рисовала виды Парижа, Барселоны, Кадакеса. А в 1980-ых на первый план выдвигалась организация ретроспективных показов.
1911
1924
1930
1931
1935
1941
1955
1962
1967
1977
1984
1999
2001
2003
2005
2013
Родилась художница в семье сотрудника таможни и была старшей из восьми детей. Каждые три года семья переезжала на новое место службы отца, который заботился о художественном таланте дочери.
В течение трех лет Анжелес посещала школу при монастыре доминиканцев и получала частные уроки у итальянского художника и реставратора Челлино Перотти, который учил ее рисовать сюжетные картинки для гобеленов.
Анжелес устроила свою первую персональную выставку в Атенео-де-Вальядолиде в 1929 году, получила очень благоприятные отзывы. Ей писали и навещали известные творцы, в том числе Федерико Гарсиа Лорка. Начинающая художница участвовала в IX Осеннем салоне Мадрида, где для ее работ был отведен отдельный зал. Получив приглашение от элитного Лицейского клуба столицы, она переехала в Мадрид.
Познакомившись с авангардными художниками Х. Риберой, Х. Кабанасом, художница получила новые пути развития. Ее отец организовал персональную выставку в Париже, в галерее Charles-August Girard. В следующем году она участвовала в коллективном показе в Копенгагене, а затем — в галерее Флехтейм в Берлине. Несколько работ, отобранных Институтом Карнеги, путешествовали по различным городам Соединенных Штатов.
Экспонировалась в одной из галерей в Барселоне. Познакомилась с Grau Sala; под влиянием его картин начала осваивать более спокойную манеру живописи. Сотрудничала с Гарсиа Лоркой, оформляя декорации в театре Барселоны. Через год участвовала в экспозиции испанского павильона на Венецианской биеннале. Вышла замуж за Г. Сала, посещала Францию и Англию.
Персональная выставка художницы прошла в Сарагосе. Через год художница выставлялась в Барселоне на крупной Национальной выставке изящных искусств и индивидуально в Casa del Libro. Во время войны много времени посвящала иллюстрированию детских книг.
Художницу пригласили на III Испано-Американскую биеннале искусств в Барселоне. В творчестве художницы настал довольно значительный перерыв.
Отправилась в Париж, чтобы воссоединиться с мужем. Постепенно возвращаясь к живописи, она выполнила пейзажи Парижа, Барселоны, Кадакеса, Сиджеса.
Автопортрет художницы был включен в выставку Ante el espejo 1966 года, которая представляла работы самых известных каталонских художников. Годом позже она приняла участие в VI гостевом зале современного искусства с картинами 1930-х годов, что вновь вызвало сенсацию в Барселоне.
Коллективная выставка «Surrealistes empordanesos» была организована Museu de l’Empordà в Фигерасе. В следующих годах персональные выставки состоялись в Мадриде (галерея El Cisne), Ситжесе (галерея Агора 3), Сарагосе.
Участвовала в выставке Lilas y calavera и в показе под названием «Женщины в современном испанском искусстве, 1900-1984 годы», прошедшем в Культурном центре Конде-Дуке в Мадриде.
Ранние работы художницы участвовали в выставке «Не в порядке», представлявшей женщин-художниц испанского авангарда. Организованный Фондом культуры Mapfre-Vida вернисаж был проведен в Мадриде и Барселоне в Музее современного искусства.
В связи с 90-летним юбилеем вышли монографические статьи о художнице, отчеты о выставках ее работ появлялись в нескольких национальных газетах; галерея Альберта Посуэло и Мадрида посвятила Анжелес Сантос небольшую антологию.
В выставочном зале Bilbao Bizkaia Kutxa прошла ретроспективная выставка Сантос; еще одна ретроспектива была организована Испанским музеем современного искусства Patio Herreriano.
Сантос была удостоена правительственной награды Каталонии «Creu de Sant Jordi». Художница продолжала писать картины ежедневно до конца жизни.
Она умерла 3 октября 2013 года в Мадриде, Испания.
течение
Экспрессионизм
Кубизм
Магический реализм
Сюрреализм
друзья
Хосе Гутьеррес Солана
Нора Борхес
Карлос Рибера Санчис
Эмилио Грау Сала
художники
Челлино Перотти
Сальвадор Дали
Отто Дикс
Пабло Пикассо
течение
Сюрреализм
Абстрактный экспрессионизм
друзья
Хосе Гутьеррес Солан
Нора Борхес
художники
Хулиан Грау Сантос (сын)
Хесус Оласагасти
Маруха Мальо
Мануэла Баллестер
Хосе Муньос-Кабальеро