Родился во Франции, но вырос в Бельгии. Он начал изучать изобразительное искусство в возрасте одиннадцати лет в Академии изящных искусств в Брюсселе под руководством Константа Монтальда.
1896 - 1987
Французский художник и скульптор, яркий представитель авангардистских движений в своей стране и США. Андре Массон, близкий друг А. Бретона, Д. Миро, М. Эрнста, был одним из крупнейших ранних французских художников-сюрреалистов. Затем, отказавшись от основных идей этого стиля, сосредоточился на экспрессивном изображении импульсов любви и ненависти, остро реагируя на трагические события в Европе.
Несколько лет вынужденно проживая в Америке, художник интересовался античной, афро-американской и индейской мифологией, вкладывая в сюжеты современное звучание. Его стиль повлиял на многих молодых американских художников, разрабатывавших абстрактный экспрессионизм.
А. Массон писал, что «болезненные противоречия являются источником величайшего художественного вдохновения», его идентификация как сюрреалиста неоднозначна, хотя именно он был самым ярым сторонником высвобождения подсознательного.
На протяжении всей своей жизни Массон имел огромное количество выставок по всей Европе и в США, его работы, в том числе написанные в уникальном стиле с использованием песка, находятся в самых значительных галереях и музеях мира, специализирующихся на современном изобразительном искусстве.
Ключевые идеи:
— В ранних работах очевиден некоторый интерес художника к кубизму: предметы изображены с нескольких точек зрения. Однако Массон не использовал такие приемы, как членение объектов на грани и плоскости.
— Особенностью произведений начала 1920-х годов является индивидуальные цветовые решения – так называемая тусклая, «отбеленная» живопись, придающая масляным картинам вид тонкой и нежной акварели.
— Позднее Массон стал активным поборником «автономного», независимого от разума метода создания полотен — заставлял себя работать в экстремальных условиях, к примеру, после длительного голодания или без сна, или под воздействием наркотических веществ. Так он рассчитывал, что сможет избавиться от сознательного и поможет своему искусству быть свободным от рационального контроля.
— С середины 1920-х художник экспериментировал, бросая песок на холст, покрытый клеем или свежей краской. Примерно такой же метод чуть ранее использовал Д. Бурлюк, добиваясь фактурности живописи.
— К 1930 году и позже художник несколько обособился от набиравшего силу сюрреалистического движения и, кроме картин на тему гражданской войны в Испании, писал в более структурированном стиле произведения с сильной эротической составляющей. Американские таможенники, осматривая багаж Массона, обнаружили тайник с откровенными ню и, посчитав их порнографией, уничтожили на глазах автора.
— После войны художник вернулся во Францию, поселился в Эксе и писал пейзажи, стиль которых можно назвать синтезом нескольких модернистских и авангардистских приемов изобразительного искусства.
1896
1912
1920
1924
1930
1934
1936
1938
1941
1945
1948
1954
1958
1960
1962
1976
1987
1987
Родился во Франции, но вырос в Бельгии. Он начал изучать изобразительное искусство в возрасте одиннадцати лет в Академии изящных искусств в Брюсселе под руководством Константа Монтальда.
Изучал технику фресковой живописи у Поля Бодуэна в Ecole des Beaux Arts. Совершил путешествие в Италию и Швейцарию. Как солдат пехоты на Первой мировой войне был тяжело ранен в битве при Сомме.
Приехал в Париж с первой женой Одеттой Кабале. В течение следующих нескольких лет подружился с художниками и писателями, увлекся кубизмом. Его студия стала местом встреч группы молодых писателей и художников-авангардистов.
Первый сольный показ состоялся в Galerie Simon в Париже. Встретился с А. Бретоном и Ж. Миро. Через год работы художника были включены в выставку в Galerie Pierre. Вскоре была открыта Galerie Surrealiste, где были представлены произведения А. Массона. Художник разработал технику с использованием песка.
После разрыва с Бретоном, оказавшегося временным, выставки Массона прошли в Surindependents и Gallery of Living Art (Нью-Йорк, США). Вскоре подружился с А. Матиссом.
Написал ряд работ, изображая Испанию. Персональный вернисаж был организован в Galerie Simon. Поселился в Тосса де Мар, женился на Роуз Маклес; вскоре родился их сын Диего.
После возобновления дружбы с Бретоном экспонировал 14 работ на Международной выставке сюрреалистов в Лондоне. Родился сын Луис. В связи с началом гражданской войны в Испании возвратился с семьей во Францию.
Начало второго сюрреалистического периода. Участвовал в Международной выставке сюрреалистов в Париже. Произведения художника были включены в Международную выставку, прошедшую в Мехико в начале 1940.
Спасая семью, отправился в Америку. Пять рисунков-ню были уничтожены таможенниками США по причине их непристойности. Жил сначала в Нью-Йорке, потом переехал в Коннектикут. В следующем году его произведения включили в выставку сюрреалистов, организованную Бретоном и Дюшаном.
Выставки прошли в галереях Уитни и Бухольца. Художник вернулся во Францию, где вскоре состоялся его персональный вернисаж в Palais des Beaux Arts.
Показ в галерее Л. Лейрис был успешным, а выставка «Терре Эротик» (1949, Вандомская площадь) была закрыта полицией. Большой вернисаж «Андре Массон и Альберто Джакометти» состоялся в Кунстхалле г. Базель в 1950, после чего художник посетил Венецию, а двумя годами позже – Рим.
Экспонировал 6 работ на Венецианской биеннале, где ему присудили Гран-при. В следующем году ретроспектива прошла в галерее Лестера в Лондоне.
Ретроспектива гравюр была организована в Вене, персональная выставка художника прошла в галерее Saidenberg, Нью-Йорк. Более 30 работ были представлены на Венецианской биеннале. Большие показы состоялись в Лондоне и в галерее Эдгардо Акосто, Беверли-Хиллз, годом позже — в галерее Буссола, Турин.
Персональная выставка в галерее «Свенск-Франска» в Стокгольме; участие в Международной выставке сюрреалистов в Нью-Йорке. Через год Массон был арестован за деятельность, связанную с борьбой за независимость Алжира.
После персональной выставки в Marlborough Fine Art (Лондон) активно выставлялся в странах Европы: в галерее Жерар Крамер, Женева, 1963; в Академии наук Кунста, Берлин, 1964; в Музее национального искусства, Париж, 1965; в Galleria Schwarz, Милан, 1970.
Состоялась ретроспектива Массона в MOMA, Нью-Йорк, затем в Хьюстоне и Париже. Позже была организована первая ретроспектива его рисунков в Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris. Была опубликована антология Le rebelle du surrealisme. В связи с болезнью с 1980 не мог работать.
Последняя прижизненная ретроспектива прошла в лондонской галерее Hayward в год ухода художника из жизни.
Умер художник 28 октября 1987 года в Париже, Франция.