Родился художник в семье служащего железной дороги, с детства проявлял интерес к творчеству.
1895 - 1964
Синопсис:
Выдающийся украинский живописец-авангардист и график, выдающийся художник театра, мастер книжной иллюстрации. Время обучения и первых 10 лет творческой карьеры Анатолия Петрицкого совпали с концом эпохи свободы творчества, недолго длившейся после революции. Художник успел впитать эту свободу и поработать в нескольких авангардных направлениях.
Творчество А. Петрицкого было очень многогранным: он работал, сочетая европейский модерн, украино-российский кубофутуризм и московский конструктивизм с богатством народной украинской культуры, и как станковист, и как художник-декоратор театра, и как иллюстратор и плакатист.
Для художника, оказавшегося создателем немалого количества портретов «врагов народа» (к примеру, расстрелянных Л. Курбаса и М. Семенко) было в буквальном смысле жизненно важным «преодолеть» в себе авангардиста. Обладая успешным и уже немалым к середине 1930-ых годов опытом работы в театре и проявив лояльность к властям, А. Петрицкий сумел сделать карьеру сценографа и работал как художник в лучших театрах Москвы, Киева, Харькова. Его заслуги отмечались высшими государственными премиями и наградами. Он был заслуженным деятелем искусств Украины, в 1944 году стал Народным художником СССР. О значимости искусства Анатолия Петрицкого свидетельствуют международные выставки – такие, как «Перекрёстки: авангард на Украине» (2006, Чикаго)
Более 600 театральных работ Анатолия Петрицкого принадлежат собраниям Музеев театрального, музыкального и киноискусства Киева и Москвы. Отдельные сохранившиеся станковые произведения экспонируются в Национальном художественном музее Украины.
В честь художника названа улица в Киеве.
Ключевые идеи:
— В самый ранний киевский период, учась у А. Мурашко, Петрицкий создавал, в частности, яркие панно. В их красочных ритмах ясно звучала перекличка с украинским фольклором и со стихией живого народного творчества. Эта особенность во многом сохранялась и в дальнейшем.
— Являясь студентом московских свободных художественных мастерских (учился у Н. Удальцовой) Петрицкий экспериментировал с кубизмом (был большим поклонником Пикассо) и вошедшим в моду конструктивизмом. Он построил ряд разнофактурных интересных объемных конструкций, включал в свои композиции жесть и стекло, песок и ткань, дерево и картон.
— Станковые работы раннего московского и харьковского периодов выполнены в стиле авангарда той поры – художник создавал пространства стилизованных трансформаций, а в многочисленных (около 150) портретах шел от анализа формы модели, добиваясь выразительно-лаконичного образа.
— Наиболее значительным является театральное наследие художника. Работа в театральной живописи позволяла в какой-то мере уберечься от нивелирования творческой личности в угоду канонам соцреализма, так как предполагала долю образной условности.
— Сосредоточившись на живописи для театра, А. Петрицкий синтезировал поиски ранних лет и проявился как одаренный колорист и монументалист. На этом поприще ему удалось плодотворно развивать лирико-эпические традиции украинского изобразительного искусства, в частности, геометрические мотивы на красочных фонах. Его особенно интересовали и привлекали комбинации и диссонансы — декорации и костюмы мастер выполнял из разных материалов, применяя технику оригинальных коллажей.
1895
1912
1917
1922
1923
1925
1927
1929
1930
1936
1944
1962
1964
Родился художник в семье служащего железной дороги, с детства проявлял интерес к творчеству.
Поступил учиться в Киевское художественное училище, где был учеником Василия Кричевского. Одновременно занимался в студии-мастерской Александра Мурашко. Уже с 1914 года начал экспонировать свои работы и увлекся театром.
Годом ранее состоялся дебют Петрицкого как театрального художника. Затем он сразу стал главным художником Молодого театра Леся Курбаса и в течение двух лет оформлял большинство постановок театра. Входил в литературно-художественные объединения «Белая студия» (1918), «Фламинго» (1919).
Поступил для дальнейшего обучения в передовые на то время Московские высшие художественные мастерские. Занимался под руководством Н. Удальцовой и А. Древина, увлекся абстрактными конструкциями. Одновременно работал декоратором в столичном драмтеатре и в оперном театре Зимина.
Оформлял постановку «Нур и Анитра» на музыку Ильинского. Постановка М. Мордкина состоялась в Нью-Йорке.
Проведя в 1924 году несколько месяцев в Киеве, переехал в Харьков. Театральный сезон Харьковского театра открылся оперой «Сорочинская Ярмарка» с декорациями и костюмами Петрицкого. Затем шли «Тарас Бульба», «Князь Игорь» и др. спектакли. Экспонировал свои произведения на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже.
Стал вместе с Вадимом Меллером и рядом авангардных писателей одним из основателей футуристической организации «Новая генерация» и членом редколлегии одноименного журнала. Занимался художественным оформлением книг, а также оставался главным художником Первого государственного драмтеатра и театра музыкальной драмы в Киеве.
В Харьковском издательстве «Движение» вышел альбом «Театральные костюмы А. Г. Петрицкого», который в своей библиотеке имел Пикассо. Его ученица А. Экстер использовала те материалы в своих лекциях по основам композиции в Академии искусств Ф. Леже в Париже. Сейчас на арт-аукционах альбом редкость и очень высоко ценится.
Работа «Инвалиды» была представлена на Венецианской биеннале. Она получила очень высокие отзывы и затем «путешествовала» с разными вернисажами по Европе и Америке несколько лет. О картине много писали в прессе.
После обвинения в формализме, когда чудом удалось избежать ареста и участи «расстрелянного поколения», художник выполнял реалистичные оформления постановок в драмтеатре им. Франко и в киевском Театре Оперы и Балета. Альбом Петрицкого «Театральные костюмы», портреты «врагов народа» его кисти, многие монографии о передовых художниках изымались и в большинстве своем были уничтожены.
В военные и первые послевоенные годы мастер оформлял постановки оперного и других театров Москвы, был удостоен звания народный художник СССР. В последующие годы дважды награждался государственными премиями.
Выполнил заказ для Украинского хореографического коллектива Вирского, который гастролировал в Америке в костюмах и декорациях, спроектированных А. Петрицким.
Умер художник 6 марта 1964 года в Киеве, Украинская ССР.
течение
Модерн
Кубизм
Кубофутуризм
Конструктивизм
друзья
Вадим Меллер
Александра Экстер
Виктор Никандрович Пальмов
художники
Василий Кричевский
Александр Мурашко
Надежда Удальцова
Пабло Пикассо
Александр Давыдович Древин
течение
Кубофутуризм
друзья
Вадим Меллер
Александра Экстер
Василий Ермилов
художники
Борис Эрдман
Александр Осмеркин
Борис Косарев
Иван-Валентин Феодосиевич Задорожный