Итальянский художник, скульптор и график еврейского происхождения, живший и работавший во Франции.
Один из наиболее известных мастеров начала 20 столетия. Произведения при жизни художника успехов не имели. Они стали чрезвычайно популярными после его раннего ухода из жизни и остаются таковыми сейчас. На аукционе «Кристис» 2015 г. почти за 170 с половиной млн долларов была куплена его «Лежащая обнажённая», написанная в 1917 г. В искусствоведении используется всем понятный термин «стиль Модильяни».
Ключевые идеи:
— Основным мотивом Модильяни, как на живописных полотнах, так и в скульптуре, выступал человек. Пейзажей известно немного, а натюрмортами и сюжетным жанром художник не интересовался.
— Уже в ранних портретах, работая в экспрессивном ключе, Модильяни умел мастерски воспроизводить индивидуальные особенности моделей («Еврейка») и доводить остроту социальной характеристики героев полотен до гротеска («Диего Ривера», «Госпожа Помпадур», «Пабло Пикассо»). В почти первой из работ этого жанра «Еврейка» густо окрашенный холст с темными цветами фона резко контрастирует с тонкими очертаниями лица женщины. Доминируют здесь синие тона, сообщающие композиции меланхолию в противовес эмоциональному столкновению черных и белых волн. Скоро они сменятся теплой палитрой, всегда включающей оттенки коричневого.
— Характерные признаки «модильяниевского» портрета связаны с отходом мастера от прямой живописности и с приходом увлекающей линейной стилизации. Фигуры, приобретая плавно изогнутые и вытянутые формы, очерчиваются четким контуром, а колорит переходит в сдержанный сегмент – включает сочетания охристых, серых, черных тонов, лишь разбавленных некоторым количеством мазков зеленого, голубого цветов.
— Миндалевидные, порой «инопланетные» глаза — своеобразная визитка портретов Модильяни. Залитые черным или голубым цветом, они делают взгляд глубоким и неуловимым. В дальнейшем, доводя линейную стилизацию до индивидуальной узнаваемости кисти автора, Модильяни , представлял фигуры в спиралевидном развороте, словно очерчивая пересекающиеся параболы и завершал чаще всего наклоненным овалом лица («Желтый свитер», «Жанна Эбютерн в рубашке» и др.). В первой презентации скандально известные ню стали широко популярны, так как привлекают трепетно-волнующими линиями тугих форм, ритмикой изгибов прекрасных тел.
— Свой стиль мастер перенес и на скульптурные произведения. Восходящие не то к ритуальному северному, не то к азиатскому или африканскому искусству, головы («столпы нежности») похожи на идолов и поражают зрителя своей значимостью. Все творчество Модильяни, не очень-то поддающееся классификации, порой рассматривается несколько отдельно от основных течений в изобразительном искусстве первых двух десятилетий 20 в.