Амедео Клементе Модильяни родился в семействе еврея-сефарда; был младшим из четырех детей. Его мать, Евгения Гарсен, уроженка Марселя, была высокообразованна, романтична по натуре и оказала на становление личности сына огромное влияние.
1884 - 1920
Итальянский художник, скульптор и график еврейско-французского происхождения, живший и работавший в Париже. Один из наиболее известных художников начала 20 столетия, развивший свой характерный стиль с чистотой линии, медитативной атмосферой и с фигурами вытянутой формы.
Первоначально Модильяни намеревался быть скульптором. Поощряемый и вдохновляемый К. Бранкузи, он в течении почти пяти лет своей недолгой творческой карьеры начал вырезал головы из камня, однако пыль известняка и песчаника раздражала его легкие, ослабленные туберкулезом, и приступы кашля мешали твердости руки. Кроме того, во время Первой мировой войны мрамора почти не стало и камень подорожал и был недоступен нищему мастеру. Художник перешел на живопись, но не изменил стилю – его портреты столь же узнаваемые, как и скульптуры.
Произведения при жизни художника успеха почти не имели – на двух выставках он продал лишь несколько скульптур. Став чрезвычайно популярными после его раннего ухода из жизни, немногочисленные (около 30) каменные изваяния остаются таковыми сейчас. Абсолютным рекордом для скульптуры стала проданная аукционным домом Кристи за 43 с лишним миллиона евро одна из «Голов» Амадео Модильяни. В искусствоведении используется всем понятный термин «стиль Модильяни», довольно условно относимый к экспрессионизму.
Ключевые идеи:
— Основной темой Модильяни в скульптуре, как и в живописных полотнах, являлся человек. Друзья художника вспоминали: он не раз заговаривал о своем желании заниматься скульптурой, однако бедного художника останавливала высокая цена на материалы.
— Константин Бранкузи, который отметил пластичность и объем набросков Амадео (т. н. кариатиды), стал его учителем. Художник так увлекся этим видом творчества — оно на четыре года с лишним года стало основным его занятием.
— Характерные признаки «модильяниевского» скульптурного портрета связаны с отходом мастера от прямой передачи реального облика к стилизации. Фигуры, приобретая плавно изогнутые и вытянутые формы, имеют четкие контуры и выразительную пластику.
— В скульптурах Модильяни легко узнаваемы отдельные мотивы греческого, африканского, египетского искусства. Серии работ названы кариатидами, а другие каменные головы ассоциируются с лицами и прическами древнеегипетских скульптур. Художник использовал ровные абрисы, изображал длинные носы, маленькие, чаще поджатые, губы, вытянутые тонкие шеи. Вкупе со «слепыми» миндалевидными глазами это те черты, что объединяют скульптуры Амадео с изображениями древних египтян.
— С детства страдающий от туберкулёза, Модильяни оставил занятия скульптурой после 1914 года. Однако в картинах он сохранил такое же стилизованное великолепие и необычные геометрические ритмы, характеризующие его каменные изваяния.
1884
1897
1901
1903
1906
1908
1909
1911
1912
1915
1917
1918
1920
Амедео Клементе Модильяни родился в семействе еврея-сефарда; был младшим из четырех детей. Его мать, Евгения Гарсен, уроженка Марселя, была высокообразованна, романтична по натуре и оказала на становление личности сына огромное влияние.
Чудом выжил, заболев почти неизлечимым тогда тифом. Мать будущего мастера вела дневник, впоследствии ставший ценнейшим документом для биографов Амадео. Она слышала бред лихорадившего сына о живописцах. Женщина разрешила сыну уйти из обычной школы и брать уроки живописи и рисования у Гульельмо Микеле в художественной школе Ливорно, ориентированной на импрессионизм.
Амадео занимался также в ателье Джино Ромити, штудируя обнажённую натуру. Заболел туберкулёзом и провел с матерью в Неаполе, Риме, на Капри около года.
Поехал по приглашению верного друга Оскара Гилья во Флоренцию, занимался в Школе изящных искусств у Дж. Фаттори. Познакомился с символизмом. Затем обучался в Istituto di Belle Arti di Venezia, продолжая активное изучение работ старых мастеров. С произведениями французских импрессионистов, скульптурами Родена познакомился на Венецианских биеннале 1903 и 1905 гг. В Венеции Амадео принимал участие в спиритических сеансах и пристрастился к гашишу.
Начал жить и работать в Париже, проводя первые месяцы в музеях (много раз бывал в залах Лувра), церквях, галереях. Вел богемный, несмотря на неважное здоровье и бедность, образ жизни. Познакомился с художниками Л. Мейднером, М. Утрилло, Х. Сутиным, чьи портерты позже часто писал.
Занимался в Академии Коларосси, выставлял по настоянию друга и покровителя П. Александера работы в Осеннем салоне и Салоне Независимых (пять картин, в том числе «Еврейка»). Не относящиеся к модному кубизму, они остались без внимания. Со своими опытами в стиле ню он посетил очень пожилого мэтра импрессионизма О. Ренуара.
По настоянию К. Бранкузи, все время стал посвящать созданию скульптур, отдавая предпочтение, как и в живописи, человеческой натуре. Увлекся популярным в то время во Франции африканским искусством.
Впервые выставлял свои каменные скульптуры в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. На 1910-1911 гг. пришелся роман и переписка с А. Ахматовой, русской поэтессой, чьи черты, по мнению специалистов, угадываются в нескольких скульптурах.
С Осеннего салона, где было выставлено 7 экспонатов, несколько продались. Работы имели шумный успех у критиков и публики. Подружился со скульптором Ж. Липшицем.
Оставив скульптуру по состоянию здоровья (каменная пыль вредила слабым легким, кашель мешал точности движений), работал над созданием портретов творцов-современников — Д. Риверу, П. Пикассо, Ж. Липшица, Х. Сутина и др. Много раз писал англичанку, журналистку-искусствоведа и возлюбленную Беатрис Гастингс.
Сошелся с 19-летней студенткой Академии Кларосси Жанной Эбютерн, более 20 раз позировавшей гражданскому мужу (их дочь Жанна родилась в 1918). Была организована, но практически не состоялась единственная персональная экспозиция Амедео, куда входили женские ню, заказанные Л. Зборовски, покровителем художника. По требованию полицейских из участка, находившегося напротив галереи Б. Вейль, выставку убрали почти сразу после открытия.
Больше года жил в Ницце и Каннах. Обратился к южной природе и красоте людей края, написав эмоциональные полотна «Южный пейзаж», «Маленький крестьянин». Последняя работа — портрет выдающегося греческого музыканта М. Варвоглиса. А. Модильяни умер от туберкулёзного менингита, был без памятника погребен на кладбище Пер-Лашез (еврейский участок). Через два дня добровольно ушла из жизни Жанна Эбютерн. Десять лет спустя она была перезахоронена в рядом с Амадео. Их дочь Жанну воспитывала сестра Амадео.
Амедео Клементе Модильяни умер 24 января 1920 года в Париже.
течение
Экспрессионизм
Примитивизм
Фовизм
друзья
Константин Бранкузи
Хуан Грис
Пабло Пикассо
художники
Джованни Фаттори
Анри де Тулуз-Лотрек
Поль Сезанн
Огюст Ренуар
Андре Дерен
течение
Сюрреализм
друзья
Оскар Гилья
Морис Утрилло
художники
Хаим Сутин
Моисей Кислинг
Марк Шагал
Жак Липшиц
Ман Рэй
Генри Мур