Американский художник и теоретик, центральная фигура авангарда 60-х годов, первооткрыватель хеппенинга – вида искусства, в котором основное внимание уделяется непосредственно процессу творения. Аллан Капроу ценил в живописи момент действия, ставя его выше результата.
Недолговечные, часто сиюминутные и спонтанные действа А. Капроу стирают грань между искусством и повседневной жизнью и погружают участников внутрь произведения, вовлекая их в творческий процесс и разрушая пресловутую «четвертую стену» между произведением и зрителем.
В своих теоретических трудах Аллан Капроу говорил о том, что после открытий Джексона Поллока и других абстрактных экспрессионистов, живопись больше не может существовать в прежнем виде. Она должна выйти за рамки холста и переместиться в повседневную жизнь.
Мастер называл себя «не-художником», а свои произведения «антикартинами». «Жизнь гораздо интереснее искусства,» — говорил Капроу и создавал события за пределами галерей и музеев: во дворах, квартирах, на улицах, площадях и парковках. Иногда доходящие до абсурда действия — такие как строительство домов изо льда под палящим калифорнийским солнцем, — меняют само восприятие искусства и превращают обыденные жизненные процессы в творческие акты.
Принципы создания хеппенинга, которые Аллан Капроу изложил в своем труде «How to Make a Happening», были с восторгом приняты многими послевоенными художниками, пытающимися по-новому посмотреть на современные творческие методы. Благодаря находкам американского новатора дальнейшее развитие получили такие направления, как инсталляция, перформанс и концептуальное искусство.
Ключевые идеи:
— Художник изобрел такой вид искусства, как хеппенинг, предполагающий процесс спонтанного творения. В отличие от театра, где актеры тщательно заучивают и репетируют свои роли, в представлениях Аллана Капроу все происходит без какого-либо планирования. Творение носит временный характер, оно быстро заканчивается, и его сложно, а порой даже невозможно повторить еще раз.
— Искусство в понимании Аллана Капроу не должно быть статичным. Это не предмет, который можно повесить на стену или поставить на улице. Искусство – это движение, процесс творения и сама жизнь, которая происходит в данный момент «здесь и сейчас». Художник говорил, что обычная прогулка по улицам Нью-Йорка может запросто превратиться в настоящее произведение и стать намного удивительней, чем любое знаменитое произведение.
— Раннее творчество Аллана Капроу представлено преимущественно коллажами и ассамбляжами. Он использовал самые разнообразные материалы и готовые предметы в своих произведениях. Постепенно все больше выходя за рамки композиции и включая в нее окружающее пространство, он перешел к созданию энвайронментов и хеппенингов, которые дают возможность зрителям вплотную приблизиться к объекту искусства и стать его непосредственным участником.
— Творческий метод Аллана Капроу берет свои истоки в абстрактном экспрессионизме. Энергичная и смелая манера письма Поллока, Ротко и других представителей этого направления, отсутствие эскизов, тщательно проработанной композиции и сюжета, открывает перед художником неограниченные возможности самовыражения. При этом, Капроу отвергал глубокий психологизм и сложные идеи абстрактного экспрессионизма. Стараясь изображать вещи простые и понятные каждому, он близок в этом к искусству поп-арта с его популярными образами и предметами массовой культуры, возведенными в ранг художественного произведения.