Альфонс Мариа Муха родился 24 июля 1860 года в селении Иванчица, Моравия, Австро-Венгрия.
1860 - 1939
Знаменитый чешский художник, один из наиболее известных представителей стиля модерн.
С детства проявлял способности к изобразительному искусству и музыке. Воспитывался под влиянием двух мощных культурных сил: католической церкви с красотами ее службы и атрибутики и стремления славян к независимости от Австрийской империи.
Альфонс Муха является автором декоративных работ и многочисленных плакатов в ярком, неподражаемом стиле, которые принесли ему славу и широкую известность. Кроме этого, художник проявил себя как талантливый дизайнер, оформив интерьеры самых известных модернистских зданий Праги — Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», а также иллюстратор, ювелир и театральный сценограф. С 1906 года Альфонс Муха занимал пост преподавателя в Художественном институте Чикаго, но через время вернулся на родину, чтоб создать серию монументальных полотен, раскрывающих историю славянской нации. Декоративные произведения художника олицетворяют эстетику своей эпохи и являются иконой стиля ар-нуво.
Ключевые идеи:
— Прославленный стиль Альфонса Мухи широко известен во всем мире. Его манера была настолько популярной, что современники называли все произведения, выполненные в модернистском ключе «стилем Мухи». Внезапную славу никому не известному тогда театральному художнику принесла одна-единственная работа — афиша постановки «Жисмонда» 1894 года с Сарой Бернар в главной роли. Эта афиша так понравилась актрисе, что она не только заключила контракт с молодым дизайнером на исполнение следующих нескольких плакатов, но и сделала его главных художником театра «Ренессанс» в Париже.
— Получив свободу в творческом и материальном плане, Муха начал творить в неповторимом стиле, выводя на передний план своих произведений изумительно красивых и беззаботных молодых женщин. Эти дамы, окруженные изысканным фоном из растений, струящихся тканей и затейливых орнаментов служили не только афишами для театральных постановок, но и рекламировали парфюмерию, велосипеды и даже сигаретную бумагу. Помимо этого художник активно занимался театральным оформлением, иллюстрациями к известным произведениям и дизайном ювелирных украшений. Все, за что брался мастер, сразу становилось невероятно популярным и востребованным в буржуазной среде.
— Творчество Альфонса Мухи носило декоративно-прикладной характер вплоть до 1912 года, когда он решил использовать свой неординарный талант для создания серии символистских полотен, посвященных истории славянства. В этих картинах, которые имели внушительные размеры, фирменная декоративность и плавность линии отходит на второй план, а первое место занимает глубокий смысл и патриотичное звучание. Перед своей смертью художник завещал эти полотна народу Чехии.
1860
1879
1887
1894
1897
1900
1904
1910
1926
1931
1939
1939
Альфонс Мариа Муха родился 24 июля 1860 года в селении Иванчица, Моравия, Австро-Венгрия.
Устроился в мастерскую по изготовлению различной театральной фурнитуры и элементов сценических декораций. Зарабатывал на жизнь портретами, что привело его к графу Хуэну-Беласи, нанявшему бедного самоучку рисовать фрески в родовом замке Эммахоф небольшого моравского городка Микулова. Граф заплатил за обучение изобразительному искусству в Академии художеств Мюнхена, где юноша стал подрабатывать иллюстратором, чаще всего для журнала «Крокодил». Будущий художник разработал свой особый каллиграфический стиль.
Переехал в Париж для продолжения художественного образования. Поступает в Академию Жюлиана, затем посещает Академию Коларосси. В связи с тем, что его покровитель скончался, был вынужден зарабатывать на обучение и жизнь созданием плакатов, иллюстраций и афиш. Познакомился с Гогеном, Ван Гогом, Боннаром и др. видными французскими новаторами.
Выполнил афишу для представления «Жисмонда» с Сарой Бернар в главной роли. Благодаря протекции великой актрисы, которой очень понравился стиль Мухи, он получил должность главного художника театра «Ренессанс».
Творчество художника стало популярным. Он провел две успешные выставки в парижской галерее «La Bodiniere», затем и по всей Европе. Муха получал много заказов, выполнял многочисленные рекламные плакаты и декоративные произведения. Свои духовные убеждения изложил в иллюстрированной книге «Ле Патер», включив в нее византийские, католические и масонские символы.
На Всемирной выставке в Париже оформил павильон Боснии и Герцеговины; выпустил книгу «Документы» (1902), содержащую множество рисунков-эскизов для разных предметов быта.
Впервые посетил США, где его творчество пользовалось большой популярностью. Выпустил книгу-пособие «Фигуры декора»(1905), ставшую вместе с первой книгой «библией» для стиля модерн. Поселившись в Чикаго, занимался преподавательской деятельностью, сотрудничал со многими издательствами, рисовал плакаты, афиши и портреты. В 1909 г. он наконец нашел человека, который согласился финансировать его в реализации грандиозного замысла — славянской эпопеи. Им стал филантроп Чарльз Крен.
Вернулся в Чехию и начал работу над грандиозным проектом – циклом полотен «Славянская эпопея». Эта работа заняла почти 20 лет. Одновременно он выполнял разные проекты — роспись потолка мэрии с надписью: «Несмотря на унижение и пытки, ты будещь жить, моя страна!». После объявления в 1918 году независимости Чехословакии с восторгом разрабатывал почтовые марки, банкноты, герб новой страны. Чтобы трудиться над гигантскими, 6х8 м., полотнами-«корабельными парусами» в Збирошском замке, проводил исследования, регулярно совершая походы на Балканы, консультируясь с историками, чтобы гарантировать правдоподобие изображаемым битвам и прочим событиям.
Завершил последний холст проекта (№ 20, «Апофеоз славян»), показав новую республику, защищаемую Христом, находящуюся под радугой мира. Через два года на праздновании 10-летия страны передал в дар Праге всю славянскую эпопею.
Завершил работу над потрясающим витражом в соборе Святого Вита, начал работать над триптихом «Три века», где рассуждал о мудрости и любви как о путях к миру.
Нацистское вторжение положило конец всем надеждам Мухи и его работе – он был заклеймен как «реакционный художник». Был арестован гестапо.
Умер 14 июля 1939 года в Праге, Протекторат Богемии и Моравии.
течение
Символизм
Синтетизм
друзья
Станислав Выспяньский
Ян Веркаде
Юзеф Мехоффер
Владислав Подковиньский
Владислав Слевинский
художники
Винсент ван Гог
Анри де Тулуз-Лотрек
течение
Модерн
художники
Жорж де Фёр
Элизабет Сонрель
Лев Самойлович Бакст
Евгений Александрович Лансере
Александр Яковлевич Головин
Иван Яковлевич Билибин
Пол Харви
Боб Массе
Войтех Прейссинг
Джозеф Кристиан Лейендекер