Алексей Грищенко родился 2 апреля 1883 года в городе Кролевец Черниговской губернии, Украина.
1883 - 1977
Украинский живописец и график, искусствовед и критик, теоретик искусства и мемуарист, долгое время живший и работавший во Франции.
Был одним из 10 детей директора местного банка. По настоянию матери обучался в Черниговской семинарии, где познакомился с писателем М. Коцюбинским, с которым потом долго переписывался.
Один из известных авангардистов, А. Грищенко был активным деятелем Парижской группы украинских художников, поддерживал постоянные связи с АНУМ во Львове (Ассоциация независимых украинских художников). Участник и с 1931 года член парижских Салонов, чьи работы представлены, кроме Франции и Украины, в национальных музеях современного искусства Копенгагена, Брюсселя, Мадрида, Осло, Бостона, Филадельфии, а также в Государственном русском музее и Третьяковской галерее (Россия). Особую ценность имеют теоретические исследования А.В. Грищенко в области искусства и книги воспоминаний.
Ключевые идеи:
— На склоне лет А. Грищенко, уже получивший мировое признание, писал: «Я могу рисовать только в гармоничном равновесии моего духа и тела. Источником неиссякаемой радости, который я ношу в себе, я обязан семье, детству, Украине».
— В духе времени – начало 20 в. – художник много экспериментировал в кубизме и фовизме, использовал приемы импрессионизма и примитивизма, разработал свою теорию — «цветодинамику». Работы Грищенко, писал В. Попович, отличает применение приемов экспрессионизма «исключительно в форме и колорите» — в подчеркнуто сильных красках, динамичном рисунке, пастозно-рельефной фактуре. При этом он не принимал мировоззрения экспрессионистов: ему «были чужды вечно-тревожные сомнения и внутренние конфликты».
— В турецко-греческий период, по автору первой монографии о Грищенко П. Ковжун, он рисует «интересно и много, причем с новой энергией и новой любовью». Этот период становится «завершением всего переработанного и пройденного, и вещи не такие, как были». И дело тут не в том, что у художника не было денег на масляные краски и он писал акварели. Художественное высказывание (красочные плоскости и четкие контуры) по-прежнему полно отваги, но в работах появился лиризм и особая тонкость в передаче чувств.
— Под влиянием южных ландшафтов Греции и Франции, огней больших городов широко и щедро используемые краски и насыщенные до драматичности цвета Грищенко стали выражением внутренних сил мастера, который стремился на полотне преобразовать мир по своему видению. При этом не критерии новизны приемов, а критерии культуры живописи в изысканных и лаконичных цветных плоскостях, а порой в безудержном темпераменте свободной кисти являются главными в творчестве Грищенко.
1883
1900
1909 - 1912
1913 - 1914
1915 - 1917
1918 - 1921
1921 - 1922
1923 - 1928
1930
1950
1960
1970
1977
Алексей Грищенко родился 2 апреля 1883 года в городе Кролевец Черниговской губернии, Украина.
Отказавшись от карьеры священника, учился в университетах Санкт-Петербурга, Москвы и Киева; получил диплом биолога. Параллельно занимался рисунком и живописью в киевской частной студии художника-передвижника Свитославского, овладев художественными основами.
Отправился в Москву за «художественной жизнью». Посещал школу-студию Юона и Дудина, затем занимался у «сезаннистов», членов «Бубнового валета» Машкова и Кончаловского, открывших студию живописи, и в мастерской В. Татлина. Побывал в Париже; много времени провел в Лувре. Для изучения иконописи ездил по городам России. Экспонент выставок «Нового общества художников» и «Бубнового валета».
Путешествовал по Италии, экспериментировал с кубизмом и фовизмом, сочетая фресковую живопись, элементы украинского и русского народного искусства, технику иконы. Стал экспонентом показов «Союза молодежи», «Свободного искусства», издал исследование «Связи русской живописи с Византией и Западом».
Стал членом «Мира искусства», вошел в совет Профессионального союза художников-живописцев Москвы, во Всероссийскую коллегию по охране памятников старины. Организовал вывоз из прифронтовой полосы ценных картин князей Барятинских. Показы: «Выставка живописи левых течений в искусстве» (1915), «Современная русская живопись» (1916) и др. Опубликовал статью «Русская икона как искусство живописи» (1917).
Был приглашен на профессорскую должность в Государственные свободные художественные мастерские (Московское училище живописи, ваяния и зодчества), организовал со студентами экспозицию «Цветодинамос и тектонический примитивизм», издав к ней манифест. Выехал в Киев, затем в Стамбул, где провел 2 года, плодотворно работая. Посетил Грецию.
Во Франции поселился в местечке Кань, где жил Ренуар. 24 работы выставлены в Салоне d’Automne в Париже под заглавием «Дух Востока» и Ф. Леже разместил их рядом со своими. Вскоре картины показали ведущие галереи Парижа. От кубизма перешел «к взрывному цветному выражению». Участвовал в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922).
Участвовал в парижских Осенних Салонах. Арт-дилер П. Гийом отобрал константинопольские акварели художника, 10 из которых приобрел американский миллионер А. Барнес; предоставлял картины на показы русского искусства в Брюсселе и на экспозицию «Современное французское искусство» в Москве (обе — 1928), провёл ряд персональных вернисажей.
Художник стал официальным членом парижского Осеннего салона, дал работы на Первую выставку Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ, Львов, 1931 г), через 6 лет львовский Музей Научного общества им. Т. Шевченко организовал персональную выставку с выпуском монографии на украинском языке. Выставки проходили в Париже и Мадриде (1934), в Барселоне и Праге (1935), в Стокгольме и Гётеборге (1937). Активной была выставочная деятельность и в следующее десятилетие.
После трех выставок в Страсбурге работы экспонировались в лондонской галерее Redfern на выставке «Русские художники-эмигранты в Париже», показы состоялись в Копенгаене, Монреале, Мадриде. Вместе с триумфом мастера ждала и трагедия: во время «зачистки» музеев Украины работы Грищенко были уничтожены в следствие «буржуазности содержания». В Мюнхене в 1958 г. вышла книга с говорящим поэтическим названием «Украина моих синих дней», 102 работы показаны на персональной выставке в США.
Вернисаж-ретроспектива состоялся в Кань-сюр-Мер; выставка прошла в Торонто; в Мюнхене изданы воспоминания «Мои года в Константинополе», в Нью-Йорке — мемуары «Мои встречи и разговоры с французскими творцами». Художник создал свой Фонд, завещав Украине 72 картины, ковер «Кань» и бесценную «Библию» — рукописный дневник с рецензиями, статьями, записями. В 1966 г. художник лично побывал на открытии своего вернисажа в Нью-Йорке (галерея Питера Дейча, 97 работ).
Общество «Украина» организовало выставку работ художника в Киеве. Последней прижизненной экспозицией стал канадский показ — в 1976-ом галерея Эдмонтона (авторские литографии рядом с оригинальными акварелями).
Умер художник 28 января 1977 года в Вансе, Франция.