Александр Яковлевич Головин - SKETCHLINE

назад

1863 - 1930

Александр Яковлевич Головин

описание

Русский театральный художник и сценограф, живописец и график, Народный артист России. Сотрудничавший с В. Мейерхольдом и С. Дягилевым Головин был не только крупнейшим мастером театрально-декорационного искусства, но и одним из его реформаторов. Он обладал острым чувством стиля, неисчерпаемой фантазией и редкой сценической интуицией, что позволяло ему всегда находить единое художественное решение постановки, влиявшее на работу режиссера. С именем Головина связан почти 20-летний период в развитии русской театральной культуры.

Как станковый художник Александр Головин тяготел к импрессионизму и модерну, однако некоторые портреты (к примеру, изображение друга Николая Рериха) написаны в целиком реалистичной манере.

Особенность Головина-портретиста состоит в том, что он создал великолепные портреты артистов (балерин, актеров) в тех ролях, которые они исполняли. Самыми значительными являются изображения Шаляпина – Головин писал его в образах Мефистофеля и Олоферна, Бориса Годунова, Фарлафа и др.

Станковая живопись Александра Головина находится в самых знаменитых коллекциях России, а его эскизы для костюмов и для сцены стали самостоятельными картинами, имеющими немалую ценность.

Ключевые идеи:

— А. Головин предпочитал работать темперой и пастелью, считая эти краски более способными передавать тонко нюансированные оттенки цвета. В его технике мазки ложатся друг возле друга, напоминая мозаику.

— В пейзажном жанре и в натюрмортах художник выбирал темы и предметы, для которых нужна сочная живопись – яркая осень, буйная зелень, пышные цветы и – это особая любовь художника – разнообразный фарфор.

— В портретном жанре он оставил наследие, часть которого — это художественные документы эпохи, поскольку знаменитых артистов он запечатлел в исполненных ими ролях.

— Головин безошибочно выбирал стиль, в котором должен быть написан портрет человека. В реалистическом (даже академическом) ключе написанный Н. Рерих считал свой портрет кисти Головина одним из лучших. А портрет В. Мейерхольда, с которым художник сотрудничал больше 10 лет, выполнен в стиле модерна и раннего импрессионизма.

— Портреты испанок (в серии около 10 картин) содержат приемы экспрессионизма в сочетании с декоративностью модерна. Создаваемые к опере «Кармен» разнохарактерные образы стали скорее отдельным художественным циклом, нежели вариантами костюмов и типажей к театральной постановке.

— В создании эскизов декораций, сценической бутафории, костюмов Головин стремился к целостности сценографии, оттачивал каждую деталь, совмещал цветовые акценты, добиваясь полной гармонии визуального образа спектакля. Он создавал «сорежиссерские» декорации, примером для его последователей было оформление «Маскарада», где внешняя роскошь обстановки и костюмов подчеркнута внутренним трагизмом.

Александр Яковлевич Головин

Они повлияли

течение

Импрессионизм

Реализм

Модерн

друзья

Михаил Врубель

художники

Илларион Прянишников

Владимир Егорович Маковский

Василий Поленов

Исаак Левитан

Абрам Ефимович Архипов

Михаил Васильевич Нестеров

Он повлиял

течение

Модерн

друзья

Михаил Врубель

Константин Коровин

художники

Николай Рерих

Дмитрий Семёнович Стеллецкий

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

1920

описание

Материалы: темпера, дерево. Местонахождение: Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М. Глинки Санкт-Петербурга (Россия).

1917

описание

Материалы: фанера, темпера, пастель. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1915

описание

Материалы: холст, темпера, клеевая краска, гуашь, пастель, мел, золото, серебряная фольга. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

1912

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1911

описание

Материалы: масло, темпера. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1910

описание

Материалы: темпера, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1908

описание

Материалы: холст, темпера, гуашь, пастель. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1908

описание

Материалы: пастель, холст. Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва (Россия).

1907

описание

Материалы: картон, акварель, белила, тушь. Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Россия).

1902