Александр Васильевич Шевченко родился 12 мая 1883 года в Харькове, Российская империя.
1883 - 1948
Российский украинского происхождения живописец-авангардист, график, теоретик искусства. Имя Александра Шевченко встречается в каталогах всех значительных выставок прогрессивных объединений и групп — «Мира искусства» и «Союза молодёжи», «Бубнового валета» и «Ослиного Хвоста». Несомненен вклад Шевченко в теоретическое обоснование ценности примитивного искусства, дальнейшего использования приемов кубизма и футуризма, а также совместная с А. Грищенко разработка теории «цветодинамоса», базировавшегося на соединении новейших и архаических форм живописного искусства.
А. Шевченко стал организатором и председателем «Цеха живописцев», ратовавшего за станковое изобразительное искусство. Как педагог привлек к этому движению целую плеяду своих талантливых студентов. Несмотря на отход от радикального авангарда, не раз подвергался критике как «формалист».
Творчество мастера представлено в самых крупных собраниях — ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее и многих областных галереях и музеях стран постсоветского круга.
Идеи:
— А. Шевченко находился в гуще бурной борьбы за новейшие формы в искусстве, но больше, чем другие художники, использовал традиционные приемы. По замечанию Ларионова, живопись Шевченко удивительным образом органично включала формы футуризма, кубизма и даже лучизма в полотна академически построенные. Новые формы его привлекали не столько как живописца-практика, сколько как экспериментатора-исследователя и теоретика, что вылилось в несколько трактатах.
— Наиболее стойким оказалось увлечение примитивизмом, о котором Шевченко написал исследование и приемами которого пользовался в течение всей карьеры. В брошюре «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности» он говорит о потребности в восстановлении традиций, «искаженных академизмом» через синтез архаики и современности.
— В более поздней статье «Цветодинамос и тектонический примитивизм» художник отвергал «прикладничество» искусства и отстаивал станковую динамически-живописную картину как вид творчества, наиболее адекватный.
— Довольно поздно, уже 1920-х, художник в поисках пластических единств обратился к творческому наследию Сезанна. В работах этого периода легко найти прямые аналогии с известными картинами французского мэтра.
— В произведениях живописи и графики 1930-х, которые часто предлагают зрителю кавказскую тематику, читается поступательная тенденция к большей монументальности в сочетании с простотой мотивов, более сильной эмоциональностью колорита.
— В последнее десятилетие творческой карьеры А. Шевченко прибегал к романтической трактовке пейзажей, особому лиризму в цветовой гамме — создавал картины в духе «тихого искусства».
1883
1899
1905
1908
1910
1913
1914
1917
1919
1920
1922
1929
1940
1948
Александр Васильевич Шевченко родился 12 мая 1883 года в Харькове, Российская империя.
Вместе с семьей переехал в Москву и поступил в Строгановское художественно-промышленное училище на металлообрабатывающее (декоративное) отделение. Окончил, обучаясь с перерывами, в 1907 году.
В Париже брал уроки в частной Академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лорана, занимался в Академии Э. Каррьера. В эти же годы совершил поездку в Испанию.
Поступил на последний курс в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами были К. А. Коровин, А. Е. Архипов. Познакомился с А. В. Куприным, Р. Р. Фальком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой. Через год был исключен из учебного заведения.
Экспонировал свои работы на первой выставке «Бубнового валета». После раскола среди «левых» художников присоединился к группе Ларионова и Гончаровой. Участвовал в выставках объединений «Мир искусства» и «Союз молодёжи». На следующий год экспонировался во Втором Салоне В. А. Издебского и на выставке «Ослиный хвост».
Издал несколько теоретических работ: «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности. Его достижения», «Принцип кубизма и других течений в живописи всех времен и народов».
Был экспонентом на футуристических выставках «Мишень» и «№ 4». В следующем году был мобилизован на фронт, воевал в Белоруссии и Литве, был контужен и вскоре демобилизован.
Стал членом объединения «Мир искусства». После революции заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса, участвовал в Комиссии по охране памятников культуры и старины при Моссовете.
Организовывал Музей живописной культуры, опубликовал вместе с А. Грищено манифест «Цветодинамос и тектонический примитивизм» в каталоге одноименной выставки с припиской «12-я Государственная выставка», на которой сам представил 70 работ и в которой приняли участие 36 учеников из свободных мастерских.
Был назначен профессором Высших художественных свободных мастерских, преподавал также в Институте художественной культуры и вступил в Московское товарищество художников.
Стал членом союза поэтов и художников и «Искусство — жизнь» (позже переименованное в «Маковец»). Вскоре Шевченко стал инициатором создания и первым председателем объединения «Цех живописцев», куда вошло большинство его учеников, разделявших провозглашавшийся приоритет свободы живописных исканий и станкового искусства.
Начало ежегодных творческих поездок на Кавказ (Дагестан, Аджария, Азербайджан). Увлекся техникой монотипии, с которой познакомился в мастерской Е. С. Кругликовой в Париже. С членами «Цеха живописцев» участвовал в передвижной выставке, устроенной сначала в Москве (1-я, 1929), а в два последующих года показанная в 20 городах России, а также в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии.
Был назначен заведующим кафедрой живописи и рисунка в Текстильном институте. Несмотря на неоднократную критику и осуждение «за формализм», продолжал заниматься живописью.
Александр Васильевич Шевченко умер 28 августа 1948 года в Москве, СССР.
течение
Примитивизм
Символизм
Импрессионизм
Кубизм
Футуризм
друзья
Михаил Ларионов
Роберт Фальк
Наталья Гончарова
художники
Жан-Поль Лоран
Абрам Архипов
Константин Коровин
Поль Сезанн
течение
Футуризм
друзья
Алексей Грищенко
Александр Куприн
художники
Николай Витинг
Иван Осипович Ахремчик
Борис Александрович Голополосов
Андрей Дмитриевич Гончаров
Ростислав Николаевич Барто
Баки Идрисович Урманче
Григорий Михайлович Шегаль