Украинский художник, крупный представитель и один из ведущих теоретиков украинского художественного авангарда начала 20 столетия. Александру Богомазову обычно сопутствует эпитет «украинский Пикассо», но сам он свою работу в статье «Живопись и Элементы» трактовал как кубофутуризм, уделяя большое внимание ритмической составляющей работы.
В искусствоведении мастер мирового уровня характеризуется как самый последовательный из кубофутуристов, наиболее гармонично объединивший в своих работах идеи итальянского футуризма со стилистикой французского кубизма и орфизма. К тому же именно он теоретически обосновал синтез этих направлений.
Богомазов был видным деятелем культуры, реформировавшим систему художественного образования страны. Как талантливый педагог он много лет преподавал в разных школах искусств, в Институте пластических искусств (переименован в 1924 году в Киевский художественный институт).
Имя Александра Богомазова было из истории искусства вычеркнуто на 30 с лишним лет по причине усиленной борьбы с формализмом. Внимание к «арестованному» наследию возобновилось только в 1960-е гг. Картины выдающегося авангардиста экспонируют европейские и американские галереи и музеи.
Ключевые идеи:
— Начавший с работ в стиле пуантилизма и символизма А. Богомазов стал художником, наиболее органично объединившим тягу к динамике скорости и кубистической технике. Энергия, воплощавшаяся в достижениях технического прогресса начала 20 столетия стала у него стройной изобразительной системой после того, как он стал изучать поведение линии и формы как элементов живописи, соединенных с ритмом и цветом.
— Именно Богомазов написал в 1914 году теоретическую статью «Живопись и элементы», которая стала манифестом кубофутуризма. В нем заявлялась, цитата, «самостоятельная ценность элемента живописи как носителя ощущений Художника». Одним из элементов был Зритель.
— Художник, в рукописях отмечавший, что «искусство — это бесконечный ритм, а художник — его чувствительный резонатор», уделял огромное внимание ритму и темпу живописи. По его мнению, они могут быть и количественной характеристикой работы, и качественной, при этом даже в статичной картинке наблюдательный зритель увидит, что мир «наполнен энергией движения».
— Мастер в свой поздний период обратился к проблемам использования цвета и даже предлагал ввести в многочисленные «измы» своего времени термин «спектрализм». Эта теория предполагала применение в живописи спектрально чистой палитры, как это демонстрирует полотно «Правка пил».
— Особенность методики написания важного полотна: художник предварительно рисовал графические композиции со сходными сюжетами. Они составили значительную и не менее ценную часть наследия Богомазова, так как по художественному достоинству не уступают масляным аналогам (6 рисунков хранятся в Нью-Йоркском Музее современного искусства).