Александр Колдер родился в семье скульпторов и художников, выходцев из Шотландии, и с детства занимался искусством. В доме родителей у Александра была своя детская студия, где он создавал скульптуры, начиная с четырех лет от роду.
1898 - 1976
Знаменитый американский художник и скульптор, произведения которого украшают площади и скверы городов США, Европы и Латинской Америки. Сын и внук скульптора, Александр Колдер, получил образование инженера и применил свои знания в области скульптуры, что позволило ему создать совершенно оригинальный, новаторский подход к этому виду искусства.
Колдер стал известен во всем мире как изобретатель «проволочной скульптуры». Отказавшись от традиционных тяжелых материалов – глины, гипса и бронзы, он создал воздушные конструкции, в которых форма предмета передается очень упрощенно и схематично. Его статуэтки из проволоки напоминают рисунок карандашом в пространстве и поражают лаконичностью и изяществом исполнения.
Еще одно изобретение скульптора — так называемые «мобили» — динамичные конструкции, которые приводятся в движение с помощью силы ветра, законов земного притяжения, а в некоторых случаях электрическим двигателем. Эти произведения являются полностью абстрактными и имеют небольшие размеры, в отличие от более устойчивых и монументальных «стабилей» скульптора, которые прекрасно дополняют городской урбанистический пейзаж. Одним из самых известных и масштабных творений Александра Колдера является работа «Человек», расположенная в центре Монреаля.
Ключевые идеи:
— Вместо тяжелых скульптур из гипса и бронзы, Александр Колдер создавал тонкие, воздушные конструкции, используя для этого проволоку различной толщины и подручные материалы. Эти линейные скульптуры один из критиков назвал «рисунками в пространстве», так как они действительно напоминают карандашный набросок или эскиз, сделанный в трехмерном измерении.
— В своих работах А. Колдер старался преодолеть статичность и монументальность, свойственные скульптуре и сделать ее максимально легкой и воздушной. Его целью была передача движения, когда различные части конструкции могли занимать в пространстве абсолютно разные позиции по отношению друг к другу и к зрителю. В своем творчестве скульптор использовал полученные в юности знания в инженерной области. Его скульптуры являются тщательно сбалансированными конструкциями, которые приходят в движение от воздушного потока и легкого касания руки.
— Во время обучения в Лиге художников в Нью-Йрке, А. Колдер работал художником-оформителем для цирковых представлений. Страстная любовь к этому виду искусства сохранилась у него до конца жизни. Позже скульптор создал свой собственный передвижной мини-цирк, в котором фигуры артистов и животных были выполнены из проволоки, кусочков металла и других подручных материалов. Все элементы этого цирка двигались с помощью сложных соединений под руководством самого автора.
— Помимо небольших и подвижных, словно парящих в воздухе «мобилей», художник создавал и монументальные скульптуры, которые по аналогии назвал «стабили». Постепенно скульптуры Колдера приобретали все более крупные размеры, многие из которых стали украшением городских площадей Европы и Америки.
1898
1915
1922
1926
1930
1943
1958
1966
1976
1976
Александр Колдер родился в семье скульпторов и художников, выходцев из Шотландии, и с детства занимался искусством. В доме родителей у Александра была своя детская студия, где он создавал скульптуры, начиная с четырех лет от роду.
Несмотря на явную предрасположенность к творческим профессиям, Колдер с согласия родителей поступил на специальность инженера машиностроения в Технологическом институте Стивенса в Хобокене, штат Нью-Джерси. В студенческие годы он подрабатывал иллюстратором, а также занимался чертежами.
После того, как Колдер побывал в гостях у сестры в Абердине и вдохновился местными пейзажами, он решил вернуться к творчеству. Александр поступил в Лигу студентов-художников, где обучался рисунку и живописи у Джона Слоуна и George Luks. Он работал иллюстратором в одной из газет Нью-Йорка, а также создавал цирковые афиши и увлекся цирковыми зрелищами в целом.
Переехал в Париж, где познакомился со многими сюрреалистами и конструктивистами. Во Франции Колдер изобрел свои проволочные скульптуры, которые полностью разрушали представление общества о том, что такое скульптура. В этом же году он начал создавать свой знаменитый «Цирк Колдера», который расширял и усовершенствовал на протяжении нескольких лет.
После посещения мастерской Пита Мондриана отказался от фигуративного искусства и обратился к абстрактным формам. Колдер написал несколько абстрактных картин маслом, но вскоре переключился на скульптуру. Он изобрел подвижные конструкции из металла и дерева, которые с подачи Марселя Дюшана были названы «мобили».
В Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла большая персональная выставка скульптора. В экспозиции были представлены как неподвижные, так и динамичные скульптуры, а также некоторые графические и живописные работы. Искусство скульптора в это время приобрело широкую известность, он стал получать многочисленные заказы, в том числе и на крупные монументальные объекты.
Начал заниматься преимущественно монументальной скульптурой. Колдер работал в большой студии в Коннектикуте, где создавал макеты своих произведений, которые после увеличивались в несколько десятков раз и становились масштабными скульптурными композициями. В этом же году Колдер стал обладателем Первой премии на конкурсе скульптуры в Питсбурге.
Переехал во Францию, в Париже построил большой дом со студией in Sache. Здесь скульптор создавал крупные работы, а также трудился над более мелкими статуэтками и декоративными украшениями. Колдер получал много заказов в самых разных странах и постоянно путешествовал вместе со своей семьей. Он написал иллюстрированную биографию, в которой описывал свои методы работы и отношение к искусству.
Прошла последняя прижизненная крупная ретроспективная выставка скульптора в Музее Уитни в Нью-Йорке.
Александр Колдер умер 11 ноября 1976 года в Нью-Йорке, США.