Выдающийся украинский художник Александр Осмеркин был участником художественной группы «Бубновый валет», многих других объединений и групп, работал профессором живописи в нескольких высших художественных учебных заведениях, был руководителем персональной мастерской. В 1940-х гг. он попал под определение «формалист» и «пропагандист западного искусства», был уволен из Академии. Ему было запрещено исполнять заказы, выставлять и продавать свои работы. Признавая заслуги и талант мастера, выпускники его мастерской проводили выставку «Памяти учителя». На родине художника в городе Кропивницком работает художественно-мемориальный музей, открытый в особняке, где проходили детские годы А. А. Осмёркина; присуждается премия его имени.
Ключевые идеи:
— А. Осмеркина его современник и коллега А. Дейнека назвал «мягким лириком» и «человеком абсолютного живописного слуха», который был к тому же «Дон Кихотом в искусстве». Все три определения емко характеризуют личность художника и напрямую отразились на его творческой судьбе. Кроме того, он активно участвовал в домашних постановках — сценках из украинского быта и классики. Эмоции обожавшего театр и поэзию Александра фиксируются в произведениях 1900-ых — «Романтическая сцена», «Арлекин и Коломбина» и др.
— Художник никогда не примыкал к приверженцам беспредметного искусства, а используя приемы «русских сезаннистов» и кубистические элементы, не переходил на эти стили в чистом виде. Он не придерживался доктрины полной плоскостности изображаемых объектов, поэтому даже его кубистские натюрморты имеют глубину фона и объемность предметов.
— В портретном жанре, за исключением ранних (таких, как очень выразительный кубистский «Портрет неизвестного в цилиндре»), мастер придерживался реализма, но писал не в академическом стиле, а в яркой манере постимпрессионистов. К этому же направлению, а также к импрессионизму можно отнести поздние пейзажи, и особенно букеты-натюрморты последних лет творческой карьеры. Экспрессивный и плотный мазок чередуется с мягкими прикосновениями пальцев по краям красочный слоев, как бы собирают тень и свет в единое воздушное пространство. Сочетание тонких слоев классической лессировки и импрессионистической «живой» живописи создает особое ощущение материальности изображаемых предметов.
— Художник, никогда не забывавший Украину, несколько раз приезжал в родной Елисаветград, регулярно меняющий свои названия по идеологическим капризам эпохи. Дома написал не только портреты отца, няни, соседских детей, но и картину-пейзаж «Украина», взяв в основу реальную местность и легенду села Лелековка. Анализируя другие произведения автора — «Натюрморт с бандурой», «Украинское село», «Натюрморт с подсолнухами», искусствоведы справедливо полагают, что художник ставил себе вопрос о самоидентификации и отвечал на него в пользу утверждения искусства с глубинными национальными чертами.