Швейцарский скульптор, живописец и график, один из крупнейших мастеров-ваятелей XX столетия, яркий представитель авангарда.
Джакометти, изучавший искусство живописи и ваяния в Женеве и Париже, экспериментировал с кубизмом и футуризмом, плотно интересовался техникой примитивной скульптурой. Некоторое время работал с сюрреалистической французской группой и создавал странные объекты, свидетельствующие о жестокости, интересу к эротике и одновременно — о мечтательности и гуманизме их автора.
После того, как довольно резко отстранился от сюрреалистов, Джакометти вернулся к работам более фигуративным и жизненным. Уже зрелый мастер создал свои самые известные произведения — серии удлиненных и хрупких фигур, похожих на скелеты и выполненных не путем резьбы, а процессом моделирования в глине или гипсе без тщательной проработки и заглаживания поверхности скульптур и статуэток. Именно эти работы чрезвычайно высоко ценятся на арт-рынке и вызывают неизменно-повышенный интерес зрителей.
Джакометти писал статьи для каталогов многих выставок и для периодических изданий, излагая неординарные мысли, а также вел дневники, куда вносил воспоминания, наблюдения и пояснения к своим произведениям. Они являются важным документом авангардистской эпохи в искусстве и культуре.
Самый высоко оцениваемый (в прямом и переносном смыслах) выдающийся классик мировой скульптуры был настолько неординарен, что не имел прямых последователей, но повлиял на все мировое изобразительное искусство. Был кумиром Сальвадора Дали, Генри Мура и других известных художников.
Ключевые идеи:
— Хотя самые ранние работы Джакометти были выполнены в реалистичной манере, в Париже он сразу примкнул к кубизму, а также увлекся изучением аутентичного искусства Африки, древней Америки, Океании.
— Художник, одаренный чувством гармонии, начал соединять элементы кубизма с архаической пластикой разных стран, добавляя сновидческую фантастику, порой агрессивную и с налетом эротизма.
— Приблизительно к 1935-му г. отказался от сюрреализма и углубился в анализ фигуративных композиций. Джакометти, писавший статьи для каталогов и периодических изданий, излагал также мысли, воспоминания в блокнотах-дневниках, которые полны самокритичности и сомнений в правильности своих идей и их воплощений. Но эти же черты действовали и как мощная мотивационная сила.
— Во время Второй мировой войны Джакометти, живший в Женеве, приходит в скульптурах к другой, более гуманистической манере. Это касалось также живописи и графики.
— В последующие парижские годы мастера многие, включая Сартра, отмечали как значительного и даже выдающегося художника-экзистенциалиста. Его истонченные фигуры представлялись одинокими в неизмеримо-огромном космосе и в целом выражали чувство изолированности, столь характерное для авангарда.
— Зрелого Джакометти в скульптуре занимала проблема соотношения объёма и массы, загадка живой фигуры, причем не только человеческой, а в рисунках и живописи — проблемы пространственной глубины и таинство человеческого лица.
— Главная особенность техники мастера видна сразу – она в кажущейся незавершенности. Джакометти считал: «готовых (законченных) произведений искусства не бывает». Вероятно, такой подход для него символизировал несовершенство мира, неизбывное стремление человека к поиску гармонии.