Альберт Блох родился 2 августа 1882 года в Сант Луисе, Миссури, США.
1882 - 1961
Американский художник-новатор с немецко-еврейской и чешской родословной, продолжительное время работавший в Германии.
Был приглашенным членом выставок художественной группы «Der Blaue Reiter» («The Blue Rider», «Синий всадник») и единственным американским автором, связанным с европейским (мюнхенским и берлинским) движением экспрессионистов начала 20-го столетия и работой знаменитой немецкой школы Баухаус. А. Блох много лет (1923-1947 гг.) был профессором в Университете Канзаса в Лоуренсе и оказал влияние на становление новейшего американского изобразительного искусства.
Ключевые идеи:
— В течение первых нескольких лет в Германии Альберт Блох большую часть своего времени наблюдал и зарисовывал ночную жизнь бедных кварталов Мюнхена, создавал карикатуры на художников и писателей в немецких кафе. Рисунки талантливого американца привлекли внимание русского художника В. Кандинского и немецкого художника Ф. Марка своей высокой духовностью, редкой смелостью линий и в то же время простотой, близкой к примитивизму.
— Картины Альберта Блоха всегда сохраняли смысл репрезентативной формы – он не отвергал материальности изображаемого и хотел с помощью экспрессионистских приемов «праздновать поэзию настроения». Хотя это не всегда звучало в унисон с идеями «Der Blaue Reiter», работы Блоха находили своих почитателей в Мюнхене, Берлине и других городах, где проходили показы работ участников группы.
— У художника, кроме сценок из жизни, были декоративные фигурные произведения, вызывающие ассоциации с приемами символизма (невесомые фигуры в туманном ландшафте). Но в конце концов «мрачный сказочник» Альберт Блох последовал примеру В. Кандинского и перешел к более энергичным композициям и ярким цветам, хотя, в отличие от Василия, сохранял фигуративность в своем искусстве.
— Уникальный период в творчестве художника составляет переход от стиля времени работы в Германии, к стилю, который он разработал после возвращения в Америку. Картина «Лето» (1929 г.) демонстрирует это как нельзя точно: левая часть композиции — это натюрморт с ярким желтым цветком в вазе, а справа изображены женщина и клоун в некоем тихом и таинственном взаимодействии. «То, как цветок светится, словно солнце, больше не нравится автору», — отметил один из критиков.
— В картине «Марш клоунов» (1941) Альберт Блох воплотил в жизнь свою фантазию о поражении нацистов мрачно-комичным образом, использовав изображение Гитлера, который висит на свастике. Среди эфемерной атмосферы закрученных созвездий бесконечное шествие клоунов кажется одновременно экстатическим и зловещим. Музыка, которая всегда играла неотъемлемую роль в работе Блоха, представлена фаготом, который называют «клоуном оркестра». Позже, изолированный в Канзасе, идеалистически настроенный художник наполнял полотна христианскими темами, которые вдохновляли его еще со времен пребывания в Германии.
1882
1901 - 1908
1909 - 1911
1912
1913 - 1915
1919 - 1922
1923
1930
1949
1961
Альберт Блох родился 2 августа 1882 года в Сант Луисе, Миссури, США.
Два года рисовал и выпускал мультфильмы и комиксы для газеты «Звезда Сент-Луиса». Затем около трех лет работал иллюстратором и карикатуристом в литературно-политическом еженедельнике «Зеркало» («The Mirror»), выходившем под общей редакцией У.М. Риди, который выступил спонсором обучения своего молодого сотрудника в Мюнхене.
Переехал в в Германию, где вскоре был уже тесно связан с мюнхенской группой «Синий всадник» и участвовал в самой первой выставке объединения.
Участвовал во второй экспозиции «Der Blaue Reiter», его картину «Дуэль» включили в самую известную европейскую выставку авангарда того времени «Sonderbund» в Кельне, а также выставил работы в берлинской галерее Der Sturm (организатор Георг Левин,псевдоним Herwarth Walden). В этой небольшой выставке участвовали картины, отвергнутые «Зондербундом».
Участвовал в первом немецком осеннем салоне в галерее «Штурм» — важной международной выставке современного искусства; представил картины на персональной выставке в Мюнхенской галерее Максима Дитцеля. Чикагский коллекционер и неутомимый промоутер авангардистской живописи А. Дж. Эдди начал покупать картины художника. Через два года персональная выставка прошла в Чикагском художественном институте. Затем была представлена в Художественном музее Сент-Луиса.
Галерея Ганса Гольца в Мюнхене организовала ретроспективную выставку, на которой презентовали 104 картин художника. Через два года он решил вернуться в Соединенные Штаты, где сначала преподавал в Институте искусств Чикаго.
Художнику предложили полную профессуру в Университете Канзаса в Лоуренсе, где он начал создавать отдел рисования и живописи, который возглавлял до своего выхода на пенсию в 1947 году. Продолжая не столь интенсивно рисовать и писать картины, переводил немецкую поэзию на английский язык.
Начало романтической связи с Анной Фрэнсис. Бывшая студентка, а затем его коллега художника на факультете поселилась в семье Блохов. При этом ни жена Блоха Гортензия, ни два их сына не возражали и даже выражали благодарность за заботу, которую она предоставила Блоху, помогая вести его дела, и их матери.
После смерти первой жены Гортензии, 70-летний Альберт женился на А. Фрэнсис, неутомимо занимавшейся описью коллекции его картин, изданием переводов, организацией выставок, в том числе мемориальных (она прожила 101 год).
Альберт Блох ушел из жизни 23 марта 1961 года в городе Лоуренсе, штат Канзас, США.