Китайский художник-диссидент, скульптор, архитектор, мастер инсталляции, социальный и политический активист. Ай Вэйвэй известен во всем мире как один из создателей проекта олимпийского стадиона «Птичье гнездо» в Пекине и автор ярких, чаще всего провокационных композиций, в которых он обращает внимание на важные общественные проблемы.
Многие работы художника критикует коммунистический режим Китая, за что он неоднократно подвергался гонениям со стороны правительства. В 2011 году Ай Вэйвея арестовали в Пекинском аэропорту, подвергли обыску, заблокировали интернет-ресурсы, связанные с его именем, и запретили выезд из Китая. Эти события вызвали большой резонанс в мире искусства. Многие художники и арт-деятели высказались в поддержку
Вэйвэя и организовали акции протеста в крупных городах Европы и Америки.
Произведения китайского художника – это арт-объекты из самых различных предметов, начиная от огромной люстры и заканчивая детскими рюкзаками и семенами подсолнечника. Каждая из его работ несет сильную эмоциональную и смысловую нагрузку, она призвана привлечь внимание общества к нерешенным проблемам и несправедливости в устройстве общества в его стране. Остросоциальная тематика, смелость и упорство Вэйвэя в борьбе за справедливость вместе с оригинальным художественным видением делают его одной из самых ярких фигур в современном изобразительном искусстве.
Ключевые идеи:
— Многие творения Ай Вэйвэя можно назвать провокационными и шокирующими. Одним из способов привлечь внимание является так называемый «художественный вандализм», когда в ходе перфоманса художник разбил несколько бесценных ваз династии Хань или изуродовал их надписями Coca-Cola, в знак несогласия с отношением правительства к культурному наследию страны.
— Большинство работ художника связано с Китаем. В них Вэйвэй часто использует элементы традиционной китайской культуры, интерпретируя их в соответствии со своей задумкой. Скульптуры, инсталляции и архитектурные творения раскрывают социальную несправедливость, угнетение простых людей, которые не имеют права голоса в своей собственной стране.
— Художник-концептуалист заставляет зрителя посмотреть на обычные предметы под неожиданным углом. Старые велосипеды, стулья, детские рюкзаки, которые он использует для своих проектов, сами по себе не являются произведениями искусства, но в определенном контексте заставляют задуматься о важных вещах. С помощью необычных визуальных средств художнику легче вызвать интерес зрителя и акцентировать внимание на тех проблемах, которые он хотел бы решить.
— Творческий подход Ай Вэйвэя основан на непосредственном участии зрителей в процессе создания и понимания произведения искусства. Несмотря на все запреты, художник постоянно размещает в интернете свои творческие планы, делиться своими идеями и привлекает внимание людей к определенным событиям. Многие его инсталляции подразумевают возможность заходить внутрь композиции, становясь на время его частью. Одним из самых масштабных проектов стал перфоманс «Fairytale», в котором участвовали 1001 читатель блога Вэйвэя, для которых он оплатил переезд из Китая в Германию для участия в выставке.