Франц Марк - SKETCHLINE

назад

1880 - 1916

Франц Марк

описание

Выдающийся немецкий живописец, фундатор движения экспрессионизма.

Родился в семье профессионального художника-пейзажиста Вильгельма Марка. Мать, строгая кальвинистка, была из французской Швейцарии – именно ее довольно суровое воспитание сделало мальчика серьезным и вдумчивым.

Экспрессионистское движение стало таким известным из-за его интереса к духовности символистов, а также благодаря гармоничному соединению примитивизма, фовизма с вектором на абстракцию, входившую в свой расцвет. Франц Марк включил все эти стили в свою манеру живописи, добавив любовь к богословию и к миру животных. Чтобы создать альтернативное, более духовное видение мира, он изобразил его глазами животных, что подчеркнуло те аспекты современности, которые он считал неблагоприятными. Немаловажно и то, что его поздние работы переместилась в почти чистую абстракцию.

Являлся деятельным участником и главным организатором мюнхенского художественного союза художников-новаторов «Синий всадник», создавал одноименный альманах. Целый ряд мировых авангардных движений 20 века считает своим предшественником творчество этого художника, погибшего на фронтах Первой мировой войны. Музей Франца Марка работает в баварской Кохель-ам-Зее.

Ключевые идеи:

— Франц Марк смотрел на природу и животный мир как на противоядие безумствам современной жизни, от которой он чувствовал себя все более отчужденным. Стал наиболее известен образами ярких животных, которые использовал для передачи своих глубоких философских посланий человечеству. Природный мир изображался художником с медитативным почтением, поскольку в его понимании являлся более «чистым», духовным и способствовал перемещению в современную эпоху того, что было социумом потеряно – гармонии с живой природой.

— В письме к своему приятелю Августу Маке художник изложил эмоциональные ценности цвета: «Синий — мужской принцип, вяжущий и духовный; желтый — женский, нежный, веселый и духовный; красный — это материя жестокая и тяжелая — цвет, который всегда можно преодолеть двумя другими». Цвет был чрезвычайно важен для Ф. Марка – он не только понимал, что цвет влияет на настроение, но и он разработал определенную теорию цветового символизма. В результате анализа он связал синий с мужским началом, желтый — с женским, а красный — с физическим и чаще жестким и жестоким миром. Композиция «Желтая корова», написанная для жены Марии, является ярким примером использования символики (в том числе цветовой) и техники, впервые предложенной Ван Гогом и другом Франца Августом Маке. Корова представляет собой безопасность, которую Марк чувствовал в своем втором браке, а цвет представляет эмоции автора, подчеркивает справедливость собственного пантеизма (желтый – значит, женский). Синие пятна на боку коровы представляют собой мужское начало, а сочетание двух цветов указывает на их слияние. Цветом, а еще больше формой связаны животные и фон. Это наиболее очевидно в небольшом стаде красных коров, сгруппированных внизу композиции; они как бы замаскированы, смешиваясь с каменистым красным пейзажем вокруг них. Корова доминирует и цветом и размером на переднем плане сказочного сюжета, излучая настроение спокойствия и блаженного полета в легком прыжке через скалистый пейзаж. Синие холмы на заднем плане мыслятся как корона, а вся картина выражает полную гармонию.

— Ярче всего переход к абстракции демонстрирует полотно «Судьба животных», 1913 г. Процесс аннигиляции зритель видит глазами животных. Резкие углы и неровные формы композиции передают ставшее более мрачным представление Марка о взаимосвязи между человеком и природой. Мир полностью разорван – тревожная фантазия автора изображает пожары, спускающиеся сверху, падающие деревья, животных, тела которых искажены в панике. Апокалиптическое видение надвигающейся войны художник смягчает, изображая на переднем плане синего оленя. Он отворачивается, весь скручиваясь, от падающего дерева, которое грозит ему гибелью и символизирует надежду на возможность ее избежать. Марк сумел создать сбалансированную и упорядоченную композицию, а тот факт, что он позаимствовал идею у футуристов, говорит о положительном взгляде на разрушение. Крушение старого — необходимый шаг для того, чтобы общество могло быть перестроено. Этот мощный образ рассматривается не только как трагедия, но и как некий болезненный, но необходимый процесс, ведущий к очищению.

— К весне 1914 года работы Марка стали практически абстрактными и выразительно отображали повышенную тревогу автора за Европу начала двадцатого века. Он пытался с помощью искусства бороться за гармонию в быстро меняющемся городском мире, стоящем на пороге войны.

Франц Марк

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

Фовизм

Кубизм

друзья

Жан Нистле

Август Маке

Василий Кандинский

художники

Поль Гоген

Винсент Ван Гог

Поль Сезанн

Анри Матисс

Робер Делоне

Габриэль фон Хакль

Вильгельм фон Диц

Эль Греко

Он повлиял

течение

Неоэкспрессионизм

Абстрактный Экспрессионизм

друзья

Пауль Клее

Альберт Блох

Эдвард Мунк

Эрих Хеккель

художники

Марк Ротко

Джексон Поллок

Виллем де Кунинг

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусства Дюссельдорфа, Германия.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Коллекция С. и Э. фон Стэфтунг, Мюнхен, Германия.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Коллекция Б. Кёлера, Берлин.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей искусства Базеля, Швейцария.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Франца Марка, Кохель-ам-Зее, Бавария.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США.

1911

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Художественный Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

1910

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Новая пинакотека, Мюнхен, Германия.

1909

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Государственная галерея современного искусства, Мюнхен.

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Музей Франца Марка, Кохель-ам-Зее, Бавария.

1906