Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года в Бленвиль-Кревон, Франция.
1887 - 1968
Анри-Роберт-Марсель Дюшан — французский и американский художник, теоретик искусства, один из основателей художественных течений дадаизм и сюрреализм.
Родился в состоятельной семье. Его мать, братья и сестра занимались живописью, и Марсель рос в творческой атмосфере, что способствовало раннему проявлению его таланта. Вслед за старшими братьями он начал рисовать в стиле импрессионизм, представляя довольно интересные работы уже в 14 лет.
Марсель Дюшан, несмотря на небольшое количество произведений, был одной из наиболее влиятельных фигур изобразительного искусства после Первой мировой войны, гением и бунтарем, который раздвинул рамки живописи за пределы принятого и дозволенного. Художник является автором метода «готовый вещей» (ready-made), впервые использовав идею создания арт-объектов из самых обычных предметов, таких как велосипедное колесо и даже писсуар. Неординарное и порой эпатажное творчество Дюшана открыло широкие возможности для дальнейшего развития авангардного искусства во всем мире.
В конце карьеры художник отошел от живописных работ, предпочитая использовать для своих произведений уже готовые предметы, как он их называл «ready-made», или создавая объемные коллажи. Помимо художественного творчества, Марсель Дюшан снимался в кино, писал статьи и занимался шахматами, в которых он был профессионалом. Благодаря своему разностороннему и неординарному таланту он оставил яркий след в искусстве начала ХХ века и заложил фундамент для возникновения совершено новых методов и направлений в живописи.
Ключевые идеи:
— Творчество Марселя Дюшана выделяется своей неординарностью даже среди большого разнообразия художественных стилей и течений послевоенной Европы. Еще в юности, пройдя через увлечение импрессионизмом и фовизмом, художник решил, что его произведения не должны быть повторением уже известных достижений, и занялся исканием абсолютно новых путей в искусстве.
— Благодаря математическому складу ума, Дюшан гениально умел передавать движение с помощью геометрических форм, создавая выразительные динамичные образы, что было свойственно течению кубизма. Лучшей работой в этом направлении, вызвавшей большой резонанс в обществе, стала картина «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» (1912 г). В ней образ женщины, созданный казалось бы из случайных обломков фигур, поражает своеобразной строгой гармонией и равновесием.
— Согласно убеждениям Дюшана в творчестве не нужно опираться на чисто визуальный эффект, который он окрестил «удовольствием сетчатки», считая его примитивным и доступным, а подходить к созданию и созерцанию произведений искусства с интеллектуальной и концептуальной точки зрения.
— Художник видел цель творчества в передаче идеи, которую автор хочет донести до зрителя, причем применять для этого можно абсолютно любые способы. Исходя из этого, он стал использовать обыденные предметы, такие как сушилка для бутылок, велосипедное колесо или табурет для создания арт-объектов, утверждая что лишь отношение смотрящего делает тот или иной предмет значительным и ценным. Доказательством этого стало его произведение «Фонтан», которое представляет собой обыкновенный писсуар, подписанный вымышленным именем. Этот объект совершил настоящую революцию, перевернув все привычные понятия и каноны в искусстве.
— Творчество художника никогда не было популярным у широкой публики. Его картины были шокирующими и непонятными для большинства, художник любил эпатировать зрителей, вызывая всеобщее изумление, негодование, но вместе с тем и пристальное внимание к своим неординарным идеям.
— Он также был приверженцем научного подхода к искусству, изучая законы перспективы и оптики, и проводя эксперименты с кинетическими устройствами. Это увлечение находило отражение в художественных произведениях автора, которые в последней фазе его творчества стали изображать элементы механизмов и движение машин.
1887
1904
1911
1912
1915
1920
1934
1939
1968
Марсель Дюшан родился 28 июля 1887 года в Бленвиль-Кревон, Франция.
Переехал в Париж, где уже жили оба его старших брата, чтобы продолжить обучение в Академии Жюлиана. Там Дюшан познакомился со многими представителями культурных кругов столицы, завел дружбу с авангардным поэтом и арт-критиком Гийомом Аполлинером. После участия работ художника в Осеннем салоне 1907 года, сблизился с кубистами и будущими дадаистами, наиболее тесно общаясь с Фрэнсисом Пикабиа, который остался его другом до конца жизни.
Стал участником группы дадаистов, которые регулярно собирались для обсуждения живописи и новинок в мире искусства. В группу, помимо Дюшана, входили такие художники и поэты как Роберт Делоне, Фернан Леже, Жан Метцинжер и Александр Архипенко. Группа стала известна как группа «Де Пюто».
Начал эксперименты в области кубизма. В том же году была написана знаменитая картина, которая вызвала большой резонанс в обществе, «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Это произведение художник снял с выставки в Париже по настоянию своих друзей и родственников, а уже в следующем году выставил ее в США на выставке современного искусства Армори-шоу, где картина также вызвала оживленные обсуждения.
В связи с Первой мировой войной эмигрировал в Нью-Йорк, где его встретили как знаменитость. В Америке Дюшан быстро установил творческие связи, сотрудничая с известными критиками, коллекционерами, художниками и режиссерами. Впоследствии художник принял гражданство Соединенных штатов. В этот период Дюшан начал использовать для своих произведений уже готовые предметы, как он их называл «ready-made», наиболее известным из которых стал «Фонтан» 1917 года.
Практически отошел от художественного творчества, занимаясь научными экспериментами и шахматами, в которых достиг большого успеха. Дюшан также снимался в кино и писал статьи. В эти годы он работал над большим коллажем «Невеста, раздетая своими холостяками», который был окончен в 1923 году.
Несмотря на свою удаленность от кругов искусства, Дюшан оставался в контакте с группой сюрреалистов в Париже, состоящей из многих его бывших друзей-дадаистов. Он печатался в их периодических изданиях и помогал организовывать сюрреалистические выставки с 1938 по 1959 год.
Во время Второй мировой войны присоединился в Нью-Йорке к группе сюрреалистов в изгнании, включавшей А. Бретона, и М.Эрнста и других. Художник сыграл важную роль в организации выставки сюрреалистов в Нью-Йорке в октябре и ноябре 1942 года.
Умер гений 2 октября 1968 года в Нейи-сюр-Сен, Франция.
течение
Импрессионизм
Постимпрессионизм
Фовизм
друзья
Франсис Пикабиа
Жак Вийон
Дюшан-Вийон Раймон
Сюзанна Дюшан
художники
Эдуард Мане
Поль Сезанн
Пабло Пикассо
Жорж Брак
Анри Матисс
Альбер Глез
Жан Метценже
течение
Сюрреализм
друзья
Патрик Генри Брюс
Florine Stettheimer
Константин Бранкузи
художники
Луи Маркусси
Бела Кадар
Андре Бретон
Ман Рэй
Энди Уорхол
Хироси Сугимото
Дэмьен Хёрст
Эд Рушей