Густав де Смет - SKETCHLINE

назад

1877 - 1943

Густав де Смет

описание

Выдающийся бельгийский художник и рисовальщик, писавший свои произведения преимущественно в стилях импрессионизма, в том числе люминизма, и экспрессионизма. Работал в жанрах пейзажа, сельских сюжетов, карнавальных и цирковых сцен, натюрморта, ню, а также выполнял гравюры по дереву.

Родился в семье живописца Дж. Ф. Де Смета. Первоначально учился живописи у отца, разрабатывая с братом Леоном декоративные панно, вывески, фрески для театров, магазинов, гостиниц и загородных домов.

Густав де Смет был активным членом Латемской школы (вторая экспрессионистская волна), оказавшей особенно мощное воздействие на развитие всей современной живописи в Бельгии. Также был активным членом Groupe des IX («Группа девяти») – влиятельного сообщества художников в Антверпене и группы «Кентавр» в Брюсселе.

Ключевые идеи:

— Первоначально работы, выполняемые Густавом де Сметом, состояли из пейзажей берегов реки Лис, полей и садов. Многие из них можно отнести к импрессионистическим – художник добивался присутствия света и воздуха. Они демонстрировали также знание теории люминизма с ее особым распределением световых эффектов, напоминающим французский пуантилизм.

— До отъезда в 1914 году в Нидерланды у Густава де Смета были необходимые предпосылки для реализации искусства, направленного прежде всего на выражение эмоции. Позже элементы природы в пейзажах, жанровые сцены, заимствованные из циркового мира и жизни селян, художник начал транслировать обширными планами, применяя жесткие контуры-линии, передающие напряжение.

— К 1920-м годам – времени возвращения в Бельгию — в картинах художника обнаруживается тенденция к большей геометрии, к сочетанию контрастных цветов, чаще темных оттенков, свидетельствующих о влиянии посткубизма или конструктивизма, как это видно в полотне «Вид Амстердама».

— При этом специфический язык гравюры у Густава де Смита тяготеет к народному искусству. Очевидно, что способ композиции и выразительные возможности линии продиктованы стилем арт-нуво и все еще модными в Европе японскими гравюрами. Поиск такой консолидации формы и цвета означал для Смета полный отказ от импрессионизма и люминизма. Претерпела изменения и палитра художника. В картинах «Человек с бутылкой» (1920 г., частная коллекция), он использует минимум разнообразия гаммы, а вот коричневых оттенков можно насчитать не менее десятка.

— В 30-е годы художник выполняет произведения в пасторальной тематике и манере, что обусловлено желанием передать атмосферу, где человек и природа гармоничны и приобретают вечный характер. Его палитра предлагает тона и типичные для автора полутоновые аккорды, поскольку формальные поиски уступили место повышенной чувствительности к цветам. В это время мастер проявлял склонность к представлению фигур («Пара в деревне») и возвращается к ню, не утратив интереса к сельским персонажам и натюрмортам.

— Интересно сравнить три картины под одним названием «Порт Остенде». Полотно, написанное в 1913 году, навевает романтическое настроение своей «размытостью» очертаний объектов, а «Le port d’Ostende» в 1922 и в 1925 годах – это четкие урбанистические пейзажи, словно в рыбацкой деревушке за 10 лет вырос мегаполис.

Густав де Смет

Они повлияли

течение

Модерн

Экспрессионизм

друзья

Констант Пермеке

художники

Франц Марк

Август Маке

Фернан Леже

Жан Дельвиль

Эмиль Клаус

Он повлиял

течение

Экспрессионизм

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1928

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1927

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1925

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1931

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1917

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель.

1916