Самый знаменитый бельгийский художник ХХ века, известный своими загадочными и необъяснимыми полотнами, выполненными в оригинальном сюрреалистичном стиле. В возрасте четырнадцати лет Рене Магритт перенес тяжелейшую душевную травму – самоубийство матери, которое наложило отпечаток на все его творчество. Большое значение имела для художника его дружба с европейскими сюрреалистами, в частности с Андре Бретоном и поэтом Эдвардом Джеймсом, который был близким другом и покровителем Магритта.
Художник отличался спокойным и нетребовательным характером. В то время как его коллеги сюрреалисты выставляли напоказ свою жизнь, эпатируя публику и привлекая ее внимание, Магритт жил уединенно, зарабатывая себе на жизнь созданием рекламы и иллюстраций для газет и журналов. Эта работа отразилась на его творчестве, в котором заметно влияние рекламы и плакатного искусства.
В каждой картине живописца, кажущейся на первый взгляд бессмысленным набором предметов, скрыт глубокий смысл и тайный подтекст, обращенный к подсознанию человека. Центральным персонажем работ часто становился загадочный человек в котелке, прототипом которого многие считают самого Магритта. Художник никогда не объяснял смысл своих полотен, оставляя у зрителя много вопросов и догадок об истинном значении вещей, изображенных на его картинах.
Ключевые идеи:
— Каждая картина художника – это своего рода загадка, ребус, который предстоит разгадать зрителю. Магритт помещает в свои работы странные образы, вызывающие неоднозначные ассоциации и дополненные еще более непонятными и загадочными деталями, никак не связанными друг с другом. Название картин абсолютно ничего не объясняет, а только лишь усиливает эффект таинственности.
— В произведениях Магритта часто встречаются повторяющиеся образы и мотивы. Написав однажды человека со спины, и назвав картину «Путешественник», художник через несколько лет перемещает ту же фигуру на другой фон, назвав новое произведение «Учитель». Несмотря на критику, этот прием среди прочего принес Магритту известность и узнаваемость публики. В творчестве живописца присутствуют также серии работ, посвященные одной и той же теме.
— Лица людей, срытые за белой тканью или другими предметами, например яблоком или зонтом – фирменная особенность автора. Биографы видят в этом отголоски пережитой в подростковом возрасте трагедии, когда лицо его утонувшей матери было скрыто за белой материей.
— Картины художника нельзя назвать эмоциональными. Они скорее отстраненно-нейтральные, как будто автор просто смотрит на происходящее со стороны, не принимая в нем абсолютно никакого участия. Эта невозмутимость не внушает чувства спокойствия, скорее наоборот, пробуждает тревожные мысли и ощущения.
— В отличие от других сюрреалистов, изображает предметы такими, как они есть в реальной жизни. Художник не меняет их форму, лишь может заменить одну часть знакомого объекта совершенно чужеродной деталью, или просто убрать какой-то его элемент, делая изображение абсурдным и немного жутковатым. Яркий пример – человек в классическом костюме, у которого отсутствует голова, а шляпа находится на положенном месте, словно летает в воздухе.