Василий Кандинский: биография, картины - SKETCHLINE

назад

1866 - 1944

Василий Кандинский

описание

«Форма, даже если она совершенно абстрактна и подобна геометрической, имеет своё внутреннее звучание, является духовным существом с качествами, которые идентичны с этой формой»
— Василий Кандинский

Один из пионеров абстрактного искусства Василий Кандинский, чье творчество считают «своим» Россия, Украина, Германия и Франция, был
неутомимым исследователем-этнографом, создателем огромного количества картин, автором нескольких книг об искусстве, талантливым преподавателем.

Кандинский получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе. Затем изучал право и экономику в России. Интересовался живописью с детства. «У каждого цвета есть таинственная жизнь, — говорил он. Однако лишь в возрасте 30 лет Кандинский всерьез решил стать художником.

Работы 1896-1911 гг. — в основном пейзажи, построенные на цветовом разладе. Игра цветных пятен и линий постепенно замещала образы реальности. В 1901 году мастер основал художественное объединение «Фаланга» в Мюнхене и организовал школу, в которой сам работал учителем.

В 1914-1922 гг. художник создал полу-абстракции, импрессионистические пейзажи и романтические фантазии. В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов. Причины этого — процесс упрощения, авангардная и художественная атмосфера Москвы того времени.

Картины, созданные художником в 1922-1933 годах, полны светлого и странного юмора, который появился в его поздних парижских произведениях.

В 1934-1944 годах Кандинский не использовал комбинацию основных цветов, но работал с мягкими и тонкими цветами. В то же время его картины этого периода полны жизни и энергии. Художник назвал этот период «действительно живописной сказкой».

Вдохновленный созданием работ, которые передавали, по его убеждению, универсальное чувство духовности, Кандинский разработал изобразительный язык, слабо связанный с внешним миром, но выражающий внутренний опыт. Свою теорию он изложил в книге на немецком языке «О духовном в искусстве», которая стала настольной для очень многих художников во всем мире.

Кроме того, что сформированный В. Кандинским выразительный абстрактный стиль живописи стал его эпохальным вкладом в изобразительное искусство двадцатого века, художник был учредителем нескольких творческих объединений, самое известное — мюнхенский «Синий всадник» (1911-1914).



Ключевые идеи:

— Кандинский решительно выступил против своих оппонентов-конструктивистов. «Если художник использует абстрактные средства выражения, это не значит, что он абстрактный художник, это даже не означает, что он художник». Есть не менее мертвые треугольники (будь они белые или зеленые), чем мертвые куры, мертвые лошади и мертвые гитары. Стать «реалистичным академиком» возможно, как и стать «абстрактным академиком». Форма без содержания — это не рука, а пустая перчатка, наполненная воздухом», — писал художник.

— Художник разработал и усовершенствовал свою теорию: «Абстрактное искусство создает новый мир, рядом с «настоящим», не имеющим ничего общего с реальностью».

— В. Кандинский разделял свои большие картины зрелого периода на три фундаментальные категории.
«Впечатлениями» называл прямые ощущения, полученных от внешней природы, предметов и фигур.
«Импровизациями» отражал внутренние видения, идеи воображения. С 1909 по 1914 гг. создал более 35 таких полотен — большинство из них носит ассоциативные визуальные ряды, ясно иллюстрирует личный путь художника к абстракции.
«Композиций» было создано не более 10, и в них наблюдается убедительное освобождение цвета от привязки его к реальным объектам. Несколько таких работ художник, будучи глубоко религиозным человеком, посвятил темам Потопа, Страшного Суда, Апокалипсиса.

— Кандинский создал мир образов, где абстракция была языком форм, возникших из желания значимости и жизненной силы.

— В начале 1920-х годов, после возвращения из России в Германию, Кандинский был увлечен образовательным процессом и теоретической работой в Баухаузе — в работах экспрессионистская спонтанность сменилась порядком; на холстах появилось больше места, а сюжеты приобрели характерную геометрическую форму.

— Василий Кандинский рассматривал абстрактное искусство как идеальный способ визуализировать «внутреннюю необходимость» творца и передать универсальные для всех людей эмоции и идеи. Он считал художника, себя в частности, пророком, миссия которого — поделиться идеалами с миром и улучшить жизнь общества.



Василий Кандинский

Они повлияли

течение

Постимпрессионизм

друзья

Робер Делоне

Алексей Явленский

Пауль Клее

Франц Марк

Вадим Меллер

художники

Оскар-Клод Моне

Жорж Сёра

Обри Бёрдслей

Александр Куприн

Эмиль Нольде

Антон Ажбе

Эдвард Мунк

Аристарх Лентулов

Поль Сезанн

Марианна Верёвкина

Франц фон Штук

Он повлиял

течение

Абстракционизм

друзья

Робер Делоне

Франц Марк

Анри Виктор Габриель Ле Фоконье

Лайонель Фейнингер

Ефим Голышев

Алексей Явленский

художники

Казимир Малевич

Бела Кадар

Эллен Теслефф

Ман Рэй

Альберт Блох

Оскар Кокошка

Джозеф Альберс

Эгон Шиле

Джорджия О’Киф

Карл Отто Гёц

Насрин Мохаммеди

Уильям Базиотис

Аршил Горки

Ганс Гофман

Юрий Злотников

Alfio Giuffrida

описание

Материалы: Холст, масло Размер: 98.7 × 95.6 см Где: Филадельфия. США. Художественный музей Филадельфии

1923

описание

Где: Городская галерея в доме Ленбаха Материалы: Холст, масло Размер: 45 x 45 см

1905

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 127 x 200 см. Местонахождение: Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

1925

описание

Материалы: смешанная техника, бумага. Местнахождение: Ленбаххаус, Мюнхен, Германия.

1913

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 195.0 × 300.0 см. Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

1913

описание

Материалы: масло, картон. Размеры: 33 x 45 см. Метонахождение: Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

1908

описание

Материалы: темпера, картон. Размеры: 67,3 x 99,5 см. Местонахождение: Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

1905

описание

Материалы: масло, картон. Размеры: 55 x 65 см. Местонахождение: частная коллекция.

1903

описание

Материалы: красная бумага, гуашь, золотая бронза. Местонахождение: Мюнхен, Германия. В «Стадионной галерее в Ленбаххаусе».

1900

описание

Материалы: масло, холст. Размеры: 65.0 × 45.0 см Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва.

1898

описание

В самый поздний период творческой карьеры Кандинский возвратился к фигуративной живописи. Правда, не в традиционном смысле – скорее это был синтез абстракции и сюрреализма. Произведения приобрели несколько игривый или шутливый тон. Художник населяет полотна биоморфными формами, похожими на причудливых доброжелательных существ. Они или летят, или плывут по яркому фону.

1940

описание

Автору в год написания этой работы было уже 60, и это подтверждает, что поиски идеальной формы духовного выражения в искусстве он не оставлял в течение всей жизни. Произведение стало частью экспериментов художника с линейным стилем в живописи, в данном случае интерес проявлен к форме круга. Кандинский утверждал, что «круг есть синтез противоположностей, так как объединяет в одной форме концентрическое и эксцентрическое равновесие».

1926

описание

Название отображает ощущение динамичного движения, запечатленного в этой работе. Василий Кандинский считал, что современная живопись должна стремиться быть такой же абстрактно-беспредметной, как музыка. При этом цвет необходим именно для освобождения картины от любых представлений видимого мира.

1925

описание

Работа написана в период, когда В. Кандинский преподавал в немецкой школе «Баухауз». Она иллюстрирует, каким образом автор синтезировал элементы, взятые из супрематизма, конструктивизма, кубизма и адаптировал их к особому духу Баухауза. Геометрический рациональный порядок композиции достигается плоскостями цвета и ясного линейного качества фигур. Объединив аспекты новаторских направлений, художник структурировал картину в динамическом равновесии и ритме, который пульсирует по всему полотну.

1923

описание

С началом Первой мировой войны и переездом в 1914 году в Москву у художника пошел период депрессии и творческого застоя. Снова взявшись за кисть, написал несколько портретов столицы. Город далеко не реалистичен, но задачей автора было уловить дух Москвы. В этом полотне автор изобразил главную площадь так, если б он стоял в ее центре, а скорее, «висел» над ней.

1916

описание

Композиция обычно рассматривается как вершина достижений художника до начала Первой мировой войны. Полотно демонстрирует шумное волнение форм, иллюстрируя убеждение автора, что живопись может изобразить музыку, настроение через вращающиеся вокруг друг друга цвета и абстрактные символы. Ранее занятый темой апокалипсиса и искупления, Кандинский и в этом произведении формально связал вихревую композицию с циклическими процессами разрушения и спасения.

1913

описание

Работа создавалась в переходный период, когда автор сохранял некоторые репрезентативные элементы. Он изобразил казаков с копьями, лодки, некие наклонные фигуры, строение на вершине холма, напоминающее замок. Все это написано весьма условно, к тому же окружено и отчасти скрыто в ярких цветных полосах и четких черных линиях композиции.

1911

описание

В работе очевидно влияние фовистов на цветовую палитру Кандинского. Он искажает цвета, уходя от природных реалий: ярко-голубая гора обрамлена красно-желтыми деревьями. На этом этапе карьеры основным источником искусства Кандинского стала книга «Откровения Святого Иоанна», и четыре всадника являются индикатором апокалипсиса. Однако, считают эксперты, яркая палитра и выразительно-эмоциональный мазок дают зрителю не отчаяние, а чувство надежды. Формы уже явно схематизированы - от этой фигуративной и символической работы Кандинский продолжил двигаться к чистой абстракции.

1908 - 1909

описание

Картина раннего периода напоминает старинную мозаику и говорит о знакомстве автора с техникой дивизионизма. В целом темную цветовую гамму дополняют яркие краски, в основном оттенки синего. По мнению Кандинского, при сильном углублении этого «типично небесного цвета развивается элемент покоя».

1902