Магдалена Абаканович родилась в семье польско-литовского татарина — помещика, бежавшего от революции из России. Мать будущей художницы была из старинного польского рода.
1930 - 2017
Выдающаяся польская художница, скульптор, реформатор искусства гобелена. По фамилии художницы получили название текстильные скульптурные формы абаканы. Крупные грубофактурные произведения поражали своим видом, напоминая зрителю органические многократно увеличенные структуры. Новизну техники и сюжетных замыслов М. Абаканович мировое арт-сообщество высоко оценило уже в первой половине 1960-ых, удостоив художницу главных наград международных биеннале.
Та значительная свобода, что предоставляла польским художникам возможность поездок в западные страны, способствовала развитию уникального таланта Магдалены Абаканович. Она бывала в Париже и Венеции, Мюнхене и Нью-Йорке, участвуя в художественных событиях за пределами Восточного блока и получая инъекции другого искусства, сильно отличающегося по форме от принятого в Польше соцреализма.
Абаканович всегда подчёркивала метафоричность работ названиями, поскольку все ее произведения — результат размышлений «об обстоятельствах, формирующих различные состояния человека», отражение также её личной жизни со своей историей страхов и страданий.
Как определила искусствовед Д. Врублевская, «в основе искусства М. Абаканович лежит биология. Но она — творец, поэтому человека исследует через форму и пользуется в своих исследованиях инстинктом». Неослабевающую изобретательность Абаканович определяет ее творческое кредо: «Не люблю принципов и правил. Это враги фантазии».
Художница удостаивалась очень многих престижных наград, ее работы украшают города Европы, Японии, США, Израиля, Южной Кореи – во многих из них она выступала с лекциями и мастер-классами.
Ключевые идеи:
— Некоторое время М. Абаканович занималась живописью, но потом заинтересовалась искусством текстиля. Художницу привлекала возможность объединить в произведении мягкость свободно драпирующихся и имеющих своеобразную фактуру волокон сизаля. Отличительной чертой было использование интенсивного цвета, который не свойственен природному материалу. Так возникли абаканы (термин происходит от фамилии художницы) — трёхмерные скульптуры, поверхность которых имитировала землю или кожу человека.
— Со временем, бывая в западных странах и Америке, Абаканович начала рассматривать свои ранние работы как «слишком яркие и лишенные структуры». Под влиянием конструктивизма и абстракции она стала разрабатывать более геометрические скульптуры, однако искала свой «художественный язык и способ сделать искусство более осязаемым, интуитивным и личным».
— Скульптор предпочитала выполнять циклы почти одинаковых объектов и подчёркивала метафоричность произведений названиями – к примеру, «Андрогины» — это результат размышлений «по поводу формирующих различные состояния человека обстоятельств», а также отражение личного опыта жизни, своих страхов и страданий.
— В зрелый период основным направлением для художницы стало изображение антропоморфных фигур и объектов. Скульптуры при этом сохраняли определенную степень абстрактности и многоплановости смысла. Так, цикл под названием «Перемены» — это двенадцать сидящих выдолбленных человеческих полуфигур, а большая серия «Головы» — огромные твердые формы, напоминающие человеческие головы, но без лиц.
— В поздний период (с конца 1980-ых) художница выполняла множество пленэрных работ, оставаясь приверженцем полуабстрактной фигуративности. Она использовала простые формы, отмечая в интервью и комментариях, что пытается отобразить «страшное бессилие человека в отношении собственной биологической структуры». Это хорошо демонстрирует пленэрная работа «Катарсис».
1930
1945
1950
1962
1965
1974
1979
1982
1987
1991
1998
2005
2017
Магдалена Абаканович родилась в семье польско-литовского татарина — помещика, бежавшего от революции из России. Мать будущей художницы была из старинного польского рода.
Семья переехала в небольшой город Тчев недалеко Гданьска. Выступавшая за разные спортивные клубы Магдалена была трехкратной медалисткой страны в беге, имела много спортивных наград. Училась в гданьской художественной школе.
В течение 1949 г. посещала Академию изобразительных искусств в Сопоте (теперь Гданьск) и затем поступила учиться в варшавскую Академии изящных искусств. Через четыре года получила диплом магистра.
Показ в Галерее Даутценберг (Париж, Франция), участие в Первой Биеннале таписерии в Лозанне, где скульптурные работы польского мастера имели успех. Магдалена работала над уникальными скульптурными формами из шпалерного полотна.
На престижной биеннале искусства в Сан-Паулу серию работ художницы «Абаканы» жюри отметило Грин-при и золотой медалью. Начала преподавательскую деятельность — в Высшей государственной Школе изящных искусств Познани Абаканович проработала 25 лет, вплоть до 1990 года.
Стала почетным доктором Королевского колледжа искусств (Лондон), закончила работу над группой «Альтерации», представлявшей 12 человеческих полых фигур, сидящих в одном ряду и серию огромных «Голов», начатую в 1973. Годом позже совершила поездку к «источникам энергии» — в Новую Гвинею, Бали, Сулавеси, Суматру, Яву, Таиланд.
Стала профессором Познанского университета искусств, награждена премией Гердера (Вена); вскоре завершила создание восьмидесяти частей цикла «Человеческие спины».
Прошла ее ретроспективная выставка в Музее современного искусства в Чикаго, США. Художница получила приз фонда им. А. Южиковского в Нью-Йорке. Спустя год создала цикл картины маслом «Лица, не являющиеся портретами».
Презентовала произведение «Толпа 1», состоящее из пятидесяти стоящих фигур;
Задумала серию «Ragazzi» — сорок «снятых кож» молодых парней (закончена в 1990-ом).
Ретроспективный показ «Память. Тишина. Жизнь» состоялся в Музее искусств г. Каруизава, Япония. Задуманы композиции «Infantes» (показана в 1992 году), «30 отвернувшихся», законченная в 1994 году.
Награждена Командорским крестом ордена Возрождения Польши; на международном уровне заслуги отмечены наградой «Leonardo da Vinci World Award of Arts» и Офицерским крестом ордена искусства и литературы Франции (1999), а также Орденом заслуг Республики Италия (2000). Спустя два года скульптор начала работу «7 танцующих фигур» — презентована в 2002-ом, как и знаменитая композиция «Неопознанные» .
Была удостоена самой престижной для скульптора награды — премии Lifetime Achievement от Международного центра скульптур в Гамильтоне (США), избрана членом Программного Совета Центра Народного Творчества Польши.
Магдалена Абаканович умерла 20 апреля 2017 года в Варшаве, Польша.