Александр Васильевич Шевченко - SKETCHLINE

назад

1883 - 1948

Александр Васильевич Шевченко

описание

Российский украинского происхождения живописец-авангардист, график, теоретик искусства. Имя Александра Шевченко встречается в каталогах всех значительных выставок прогрессивных объединений и групп — «Мира искусства» и «Союза молодёжи», «Бубнового валета» и «Ослиного Хвоста». Несомненен вклад Шевченко в теоретическое обоснование ценности примитивного искусства, дальнейшего использования приемов кубизма и футуризма, а также совместная с А. Грищенко разработка теории «цветодинамоса», базировавшегося на соединении новейших и архаических форм живописного искусства.

А. Шевченко стал организатором и председателем «Цеха живописцев», ратовавшего за станковое изобразительное искусство. Как педагог привлек к этому движению целую плеяду своих талантливых студентов. Несмотря на отход от радикального авангарда, не раз подвергался критике как «формалист».

Творчество мастера представлено в самых крупных собраниях — ГМИИ им. А. С. Пушкина и в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее и многих областных галереях и музеях стран постсоветского круга.

Идеи:

— А. Шевченко находился в гуще бурной борьбы за новейшие формы в искусстве, но больше, чем другие художники, использовал традиционные приемы. По замечанию Ларионова, живопись Шевченко удивительным образом органично включала формы футуризма, кубизма и даже лучизма в полотна академически построенные. Новые формы его привлекали не столько как живописца-практика, сколько как экспериментатора-исследователя и теоретика, что вылилось в несколько трактатах.

— Наиболее стойким оказалось увлечение примитивизмом, о котором Шевченко написал исследование и приемами которого пользовался в течение всей карьеры. В брошюре «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности» он говорит о потребности в восстановлении традиций, «искаженных академизмом» через синтез архаики и современности.

— В более поздней статье «Цветодинамос и тектонический примитивизм» художник отвергал «прикладничество» искусства и отстаивал станковую динамически-живописную картину как вид творчества, наиболее адекватный.

— Довольно поздно, уже 1920-х, художник в поисках пластических единств обратился к творческому наследию Сезанна. В работах этого периода легко найти прямые аналогии с известными картинами французского мэтра.

— В произведениях живописи и графики 1930-х, которые часто предлагают зрителю кавказскую тематику, читается поступательная тенденция к большей монументальности в сочетании с простотой мотивов, более сильной эмоциональностью колорита.

— В последнее десятилетие творческой карьеры А. Шевченко прибегал к романтической трактовке пейзажей, особому лиризму в цветовой гамме — создавал картины в духе «тихого искусства».

Александр Васильевич Шевченко

Они повлияли

течение

Примитивизм

Символизм

Импрессионизм

Кубизм

Футуризм

друзья

Михаил Ларионов

Роберт Фальк

Наталья Гончарова

художники

Жан-Поль Лоран

Абрам Архипов

Константин Коровин

Поль Сезанн

Он повлиял

течение

Футуризм

друзья

Алексей Грищенко

Александр Куприн

художники

Николай Витинг

Иван Осипович Ахремчик

Борис Александрович Голополосов

Андрей Дмитриевич Гончаров

Ростислав Николаевич Барто

Баки Идрисович Урманче

Григорий Михайлович Шегаль

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: частная коллекция.

1935

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1933

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1923

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1920

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Нижегородском государственном художественном Музее (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Пермской художественной галерее (Россия).

1914

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва (Россия).

1913

описание

Материалы: масло, холст. Местонахождение: находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (Россия).

1913

описание

Материалы: акварель, гуашь, бумага. Местонахождение: находится в Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва (Россия).

1908 - 1910