Итальянский живописец и график, представитель футуризма и метафизической живописи. Творчески активный художник и теоретик живописи, Карло Карра был одним из самых известных деятелей искусства в Италии в первые десятилетия XX столетия и влиятельным членом футуристического движения.
Стиль художника несколько раз кардинально менялся за его продолжительную карьеру. Он пережил несколько последовательных периодов: раннего неоимпрессионизма и символизма, футуризма, кубизма, метафизики и неоклассической живописи.
Наиболее значительный вклад художник внес в движение футуризма. В своих работах он талантливо сочетал оригинальные приемы кубизма с динамизмом и смелым новаторством футуристической идеологии. Полотна Карра футуристического периода заполняют безудержно яркие и энергичные образы, хаотичное движение и бурные эмоции.
Во время войны он встретился с Джорджо де Кирико, с которым основал стиль, известный как метафизическая живопись. С этого времени он писал натюрморты и интерьеры, наполненные зловещей пустотой и таинственной тишиной. В конце 1920-х годов художник полностью отказался от авангардного искусства и отстаивал консервативную эстетику движения Новеченто.
Ключевые идеи:
— Изобрел принцип одновременности восприятия художественного произведения, которого придерживался в своих работах. По мнению Карра, зритель должен воспринимать картину, как и любое другое произведение искусства, одновременно несколькими органами чувств: зрением, слухом и обонянием. Свои взгляды изложил в труде «Живопись звуков, шумов, запахов».
— В своих произведениях он воспевал современные технологии, динамизм и скорость. Как и остальные футуристы, считал машины и механизмы более значимыми, чем люди. Живопись художника навевает мысль о тотальном поглощении человека машинами, его подчиненном положении и слабости.
— Футуристические работы автора отличаются повышенной эмоциональностью, высоким накалом страстей. Картины Карра часто изображают толпу, охваченную каким-то беспокойством и суетливостью. Движущиеся в разных направлениях силуэты создают ощущения хаоса и беспорядка.
— Задействовал приемы аналитического кубизма в своем творчестве. Художник разделял предметы на отдельные составляющие, перемещая их в пространстве и создавая необычайно подвижную и сложную картину окружающего мира.
— Отойдя от футуристической живописи, стал создавать загадочные метафизические картины, в которых предпочтение отдавалось не движению и чувству, а эстетике формы и пространства.