Выдающийся венгерский живописец и график, публицист и теоретик искусства. Янош Кметти был первым кубистом в стране и влиятельным педагогом, воспитавшим целое поколение молодых художников. Обучаясь во всемирно известной академии Джулиана в Париже, он перенял самые передовые художественные традиции Европы и обогатил искусство Венгрии новыми авангардными направлениями и методами живописи. Карьера художника тесно связана с литературно-художественным объединением «Тэтт» (Действие), возглавляемым Лайошем Кашшаком. Вместе с несколькими соратниками он в 1924 году был одним из основателей «Нового общества художников» и его вице-председателем. Кметти также принимал активное участие в жизни художественной колонии Надьбаньи и Сентендре и выставлял свои работы в коллективных выставках венгерских авангардистов как у себя на родине, так и за рубежом. В 1949 году художник был удостоен Национальной премии имени Кошута – почетной государственной награды Венгрии, а его автобиографические и теоретические труды являются важными источниками информации для искусствоведов.
Ключевые идеи:
— «Смысл моей жизни – развитие в живописи. Фантазия, так называемое «нефигуративное» выражение стало настоящим искусством сегодня, отказавшись от простого копирования природы. Воображение стало настоящим содержанием картины, а визуальные средства создают личное ощущение, а не простое изображение окружающего мира. И это не имеет никакого отношения к декоративным формам. Это не декоративное искусство» — в этом изречении Яноша Кметти содержится основная идея его творчества и его жизни в искусстве.
— Произведения художника, выполненные в яркой кубистской манере, представляют собой элегантные композиции с четкой структурой и тщательной проработкой каждой детали. Выразительные средства и эмоции в них подчинены единой цели – поиску порядка и гармонии в живописи. Резко очерченные плоскости и грани, динамичные линии и геометрические фигуры, соединяясь, образуют цельный образ, где каждый элемент находится на своем заранее определенном месте.
— Особенно впечатляют портреты кисти Кметти, в которых в полной мере проявился талант живописца. Полные жизни и энергии, изображения мужчин и женщин, а также часто самого художника, лиричны и одновременно суровы. Они создают глубокий образ, поражающий своей чистотой и богатством живописного языка автора. Насыщенная цветовая палитра, чаще всего состоящая из нескольких оттенков определенной цветовой гаммы, дополняет ощущение уравновешенности и безупречности работ Яноша Кметти.
— На протяжении практически всей своей творческой карьеры живопись художника сохраняла геометризацию и упорядоченность кубизма. Тем не менее, эволюция коснулась его цветовой палитры и тематики произведений. Ранние портреты и натюрморты Кметти, выполненные в темных красках и подчас практически на черном фоне, постепенно сменились на более яркие изображения, с использованием контрастных оттенков и выразительных цветовых акцентов. Пейзажи 1930-х годов из Надьбаньи и Сентендре, где художник проводил теплое время года, теряют свою цветовую насыщенность. Они написаны в приглушенных, как будто выгоревших тонах и менее детализированы. В последние годы Янош Кметти практически полностью посвятил себя изображению видов родной страны. Его формы стали мягче, пластичнее, а сами картины того периода дышат гармонией и покоем.