Детство художницы окутано тайной. Она даже утверждала, что у нее никогда не было семьи. Ее жизнь отображена в документах только с подросткового возраста.
1902 - 1980
Чешская художница — живописец, литограф, график, мастер книжной иллюстрации. Самая яркая и значимая представительница поэтизма и сюрреализма в Чехии Мария Черминова уже в раннем возрасте взяла псевдоним Тойен. Его истоки могут быть трактованы как от французского «Citoyen» — гражданин, так и от чешского словосочетания, означающего «это он». В обоих случаях новое имя не давало гендерной идентичность. Мария, пытавшаяся разрушать стереотипы, стала культовой фигурой и в Чехии, и в Париже, где ее поддержал, в частности, Андре Бретон — ведущая фигура в сюрреалистическом движении.
Тойен — творец оригинальный и самодостаточный. Она воспринимала сюрреализм как движущую силу воображения, а также социального и политического прогресса. Художница стала одним из организаторов сюрреалистического объединения в Праге. Многие ее картины со второй половины 1930-х годов также имели сильный политический и антивоенный подтекст.
Враждебная к буржуазному конформизму, Тойен оспаривала ценности, основанные на тоталитаризме. Художница после нацистской оккупации покинула Прагу, считая неприемлемым для творца навязанный стране коммунистический режим.
В Париже она участвовала в деятельности сюрреалистической группы А. Бретона. Хотя жизнь и работы Тойен внесли большой вклад в развитие феминистского искусства, сама она никогда не вступала в дискуссии, не говорила открыто о феминизме или о своей сексуальной ориентации. Тем не менее, эксперты считают ее пионером свободного женского искусства.
Ключевые идеи:
— Обозначая три основных периода шестидесятилетней (1920-1980 гг.) художественной карьеры Марии Тойен, историки искусства отмечают, что от примитивизма, пуризма, искусственности (чешского поэтизма) она перешла к сюрреализму со своим самобытным «лицом».
— Вместе со своим другом, мужем и коллегой Й. Штырским Мария Черминова полагала, что «искусственная» картина отвлекает зрителя от замкнутого круга его обычных реальностей и тем самым разрушает саму систему тривиальных установившихся образов.
— Пражский сюрреализм основан на поэтизме, придуманном в 1920-х годах художниками Ассоциации «Devetsil», в которую с 1923 года входили и Тойен, и Штырский. Творчество Марии отвечает характеристике данного ответвления авангардного искусства: «смесь революционной эманации и пассивно-романтического лунатизма и спиритизма».
— Мария избежала обычной для женщин роли в искусстве – муза, модель или объект поклонения и желания. Сюрреализм придал ее искусству неоспоримое значение страстного отрицателя отношений в буржуазном обществе, всегда готовом подвергнуть цензуре социальную или интимную жизнь творца. Работы Тойен часто имеют неустойчивые мотивы, иногда с намеками на лесбийские желания. Интересно, что мужские фигуры отсутствуют в сюжетах, а вместо них есть намек на фаллические символы или их недвусмысленное присутствие рядом с реалистически написанными женскими фигурами.
— Постепенно в работах художницы появляются угрожающие формы, отражающие сложную политическую ситуацию в Европе того времени. Вынужденная скрываться от властей как автор работ, названных дегенеративным искусством, Тойен была одержима темой войны.
1902
1919
1922
1923
1925
1931
1934
1935
1937
1947
1957
1966
1980
Детство художницы окутано тайной. Она даже утверждала, что у нее никогда не было семьи. Ее жизнь отображена в документах только с подросткового возраста.
Семнадцатилетняя девушка поступила в Школу прикладных искусств в Праге и училась у профессора Э. Дите, продемонстрировав и талант, и свой бунтарский характер.
Познакомилась с художником, писателем и фотографом Йиндржихом Штырским, который стал ее постоянным партнером, единомышленником и спутником жизни. Он в значительной мере повлиял на творческую жизнь Марии. Отрицая свою традиционную «женскую» роль в обществе, взяла нейтральный псевдоним Тойен.
Стала членом прогрессивного пражского объединения художников и литераторов «Devetsil», которое позже постепенно трансформировалось в чешское сюрреалистическое движение.
Творческий тандем Тойен и Штырский переселился в Париже, где они попытались обосновать и организовать свое ответвление в сюрреализме – «Artificialism», имеющее свои истоки в чешском поэтизме. Стиль отличался инновационными живописными методами — капание или распыление краски через решетки или трафареты.
Вернувшись в Богемию, Тойен помогала Й.Штырскому в разработке «Издания 69», выполнив много рисунков откровенного содержания – некоторые из них и до сих пор относятся к разряду порнографических.
Приняла участие в основании (вместе с К. Тейге, В. Незвалем и Й. Штырским) и деятельности группы сюрреалистов в Чехословакии. Они тесно сотрудничали с французской группой, сформировавшейся вокруг А. Бретона.
Состоялась первая выставка сюрреалистической группы в Чехословакии. Выставлены Й. Штырский, Тойеном и В. Маковский. Каталог выставки был подготовлен К. Тейге и В. Незвалем. Незвал также разработал сюрреалистическую интерпретацию отдельных картин, в том числе «Магнитной женщине» кисти Тойен. Выставку посетили специальные гости из Франции – А. Бретон с супругой и П. Элюар.
Произведения художницы попали в разряд дегенеративного искусства; ей пришлось перейти на полулегальное проживание в родной стране. Период Второй мировой войны в целом был трагическим для Тойен — сюрреализм преследовался, а в 1942 году умер ее самый близкий друг и соратник — Й. Штырский.
Окончательно обосновалась в Париже, успев переехать во Францию до установления в Чехии коммунистического режима. Почти сразу вместе с Й. Хейслером, французским поэтом и художником, которого скрывала от нацистов, рискуя жизнью в Праге, стала членом французской сюрреалистической группы.
В результате обращения к магическому реализму художница создала значительный цикл «Прага и семь мечей», посвященный родине, вдали от которой ей приходилось жить. Она участвовала во всех значительных выставках сюрреалистов и добилась большого признания.
Значительной утратой для художницы стала смерть А. Бретона. Вскоре после его ухода парижское сюрреалистическое объединение прекратило существование. Художница постепенно становилась все более одинокой. Тойен называла себя сюрреалистом даже после расформирования движения в 1969 и до своей смерти в 1980 году.
Мария Тойен умерла 9 ноября 1980 в Париже, Франция.