Гёста Адриан-Нильссон родился 2 апреля в Лунде в семье среднего достатка. Обучаясь в начальной школе, демонстрировал яркий художественный талант.
1884 - 1965
Шведский художник и писатель, один из первых модернистов в стране. Гёста Адриан-Нильссон, подписывающий свои работы аббревиатурой GAN, был всесторонне одаренной личностью. Он писал полотна в различных авангардных направлениях, был активным участником немецкой прогрессивной группы «Der Sturm» («Шторм», Берлин), создавал талантливые иллюстрации к произведениям современников, а также писал свои собственные стихи, поэмы и детские сказки. Большой поклонник Оскара Уайльда в юности, Адриан-Нильссон восхищался декадентским движением конца ХІХ века, но уже в начале следующего столетия присоединился к немецким экспрессионистам, итальянским футуристам, а позже и к французским кубистам, внеся немалый вклад в распространение этих течений у себя на родине.
Ключевые идеи:
— Творчество Гёста Адриан-Нильссона разнообразно и даже эклектично в самом положительном значении этого слова. Он создал собственный микст из нескольких современных художественных направлений и стал автором одного из самых уникальных и ярких стилей в изобразительном искусстве начала ХХ столетия.
— Живопись художника пронизана энергией новейших технологий, жаждой движения и сильным эротизмом. Его стиль нельзя назвать полностью абстрактным. В своих картинах GAN всегда изображал конкретные предметы и людей, стилизуя их формы и разбивая крупные плоскости на отдельные элементы. Мужские образы (моряки, солдаты, людей тяжелых рабочих профессий), которые автор постоянно изображал в своих произведениях, перемежаются с урбанистическими пейзажами и изображениями различных механизмов в действии. Они символизируют и визуализируют технологический прогресс и скорость современной жизни.
— Полотна Адриан-Нильссона отличаются глубокими, насыщенными цветами, по своей тональности свойственными больше экспрессионизму, нежели расчетливому кубизму или продуманной абстракции. Большинство из них представляет собой калейдоскоп пересекающихся живописных плоскостей и мерцающих цветовых эффектов.
— При том, что художник использовал упрощенные геометрические конструкции, в его картинах присутствует перспектива и воздушное пространство, окружающее главных героев на первом плане. Эта особенность хорошо заметна в таких произведениях, как «Акробаты», «Художник» и многих других.
— Во второй половине творческой карьеры искусство Адриана-Нильссона стало более абстрактным, приближаясь к синтетическому кубизму и сюрреализму. На стиль художника повлияло творчество его французских коллег. Его произведения приобрели вид коллажа, совмещая в себе различные, никак не связанные друг с другом предметы из повседневной жизни, а также трафаретные надписи и знаки.
— Поздние произведения автора, выполненные в конструктивистском и сюрреалистичном стиле, свидетельствуют о постоянном активном взаимодействии Геста Адриан-Нильссона с меняющимися тенденциями европейского прогрессивного искусства и имеют большое значение для дальнейшего развития скандинавской абстрактной живописи.
1884
1905
1907
1913
1914
1917 - 1919
1920
1921
1925
1931
1940 - 1950
1964
1965
Гёста Адриан-Нильссон родился 2 апреля в Лунде в семье среднего достатка. Обучаясь в начальной школе, демонстрировал яркий художественный талант.
Начал учиться в технической Школе в Копенгагене.
Гёста Адриан-Нильссон публично дебютировал как писатель и художник, когда опубликовал сборник стихов «Песни любви и смерти» и представил коллекцию картин и рисунков в Музее Университета Лунда. Его литературные и художественные произведения были подписаны аббревиатурой GAN, которую он использовал всю оставшуюся жизнь.
Совершил поездку в Берлин. Там познакомился с Х. Уолденом, который стал его покровителем. Благодаря Уолдену принимал участие в нескольких выставках в галерее «Шторм», где выставлялись картины авангардных немецких художников. Во время проживания в Берлине познакомился с В.Кандинским, Ф.Марком и другими художниками, оказавшими сильное влияние на личный стиль Адриан-Нильссона.
С началом Первой мировой войны вернулся в Лунд. У себя на родине художник стал активным пропагандистом авангардного искусства, однако не встретил поддержки у широкой публики. В следующем году участвовал в выставке «Шведские экспрессионисты» в Берлине, где его стиль был признан самым индивидуальным и ярким среди его соотечественников. В том же году прошла персональная выставка Адриан-Нильссона в Лунде, а еще через год художник представил свои работы в Стокгольме.
Начал сотрудничать с авангардным изданием «Шторм» в Берлине. Опубликовал на страницах журнала манифест о современном искусстве, а также разработал ряд иллюстраций и обложек к изданию. В Стокгольме состоялась еще одна персональная выставка художника, посвященная морской тематике.
Переехал в Париж, где затем жил до 1925 года. Во Франции художник познакомился с Фернаном Леже и Александром Архипенко, а также со своим соотечественником — композитором Гёста Нистрёмом.
Художник участвовал в Салоне Независимых, а через год — в Галерее «Шторм» в Берлине. В этот период GAN начал работать сценическим декоратором и создал костюмы к балетным постановкам своего друга Нистрёма.
Вернулся в Лунд, где вместе с ювелиром В.Нильссоном показал выставку «Фольквизор». В родном городе художник выполнил фрески в партийном зале Хантверсфёренингена и организовал персональную выставку в Мальмё. В Шведской Королевской опере состоялась премьера двух балетов — «Клерантесс» и «Эдельлинг», сценографом и автором костюмов в которых был Гёста Адриан-Нильссон. В Центре культуры Лунда разместили четыре гобелена по эскизам художника.
Адриан-Нильссон переехал в Стокгольм. Здесь художника заинтересовал сюрреализм, и он начинает работать в этом стиле, включая в него элементы кубизма. В дополнение к масляным картинам, в его коллекции появились акварели с народными мотивами и эскизы гобеленов. В 1935 году Адриан-Нильссон участвовал в сюрреалистической выставке в Копенгагене.
Продолжал развивать сюрреалистические тенденции, сотрудничал с несколькими периодическими изданиями, где печатал искусствоведческие статьи. Кроме этого, GAN занимался литературной деятельностью, выпустил сборник детских сказок, которые иллюстрировал самостоятельно. В 1949 году вышла монография Нила Линдгрена о художнике. В 1950-х годах Адриан-Нильссон участвовал в нескольких художественных выставках, в том числе в галерее Дениз Рене в Париже. В 1958 году состоялась крупная ретроспективная выставка Адриан-Нильссона в художественной галерее Лильевальча в Стокгольме.
Получил государственную награду и стал народным художником.
Ушел художник из жизни 29 марта 1965 года в Стокгольме, Швеция.