Николаос Литрас родился 10 мая 1883 года в Афинах.
1883 - 1927
Греческий художник-экспрессионист и график, один из основных реформаторов греческой живописи начала ХХ столетия.
Родился в семье известного живописца Никифороса Литраса. С детства проявлял способности к изобразительному искусству, занимался живописью под руководством своего отца. С 1902 по 1906 год учился в Афинской школе изящных искусств, где среди его преподавателей также был Георгий Яковидис – яркий представитель мюнхенской школы живописи в Греции.
Николаос Литрас был сыном и учеником знаменитого академического художника Никифороса Литраса. Несмотря на традиционные взгляды своего отца, он не только сам работал в прогрессивном европейском стиле, но и способствовал распространению современной живописи у себя на родине. Вместе с соратниками он организовал художественную группу «Объединение Искусство», которая имела анти-академическую направленность и привнесла свежую струю в однообразный мир греческой живописи. Будучи профессором Афинской школы изобразительных искусств, Литрас провел важные реформы в учебном заведении, которые дали импульс для развития новой живописи в стране и оказали большое влияние на поколение молодых художников Греции, начиная с 1930-х годов.
Ключевые идеи:
— Произведения Николаоса Литраса представляют собой лучшие образцы раннего европейского модернизма, способные конкурировать с признанными шедеврами мирового искусства. Выполненные в страстной и немного упрощенной манере, они в полной мере передают структуру предметов, энергетику природы и человеческие эмоции.
— Большинство произведений художника построено на сильных цветовых контрастах. Крупные размашистые мазки создают особый ритм в картинах, а смелые, насыщенные цвета вызывают яркие ощущения у зрителя.
— Для стиля Литраса характерна особенная работа с пространством. Во многих картинах используется эффект нескольких точек зрения, что напоминает произведения Сезанна, а также «обрезанное» поле видимости, которое делает зрителя активным участником изображения, как будто помещая его внутрь картины. Благодаря этому полотна греческого художника становятся динамичными и живыми, передавая непосредственность и субъективность впечатления автора. Наиболее ярким примером такого произведения является картина «Молоко», написанная в 1917 году.
— В отличии от экспрессионистов, с которыми художник тесно общался в Мюнхене, произведения Литраса на отображают негатива и пессимистичного настроя. Выполненные в светлых тонах, они несут положительный заряд, бодрость и жизненную энергию, воспевают красоты греческой природы, жизнелюбие людей и безмятежную молодость.
— Пейзажи художника изображают бесконечную морскую гладь, залитые солнцем пляжи, белоснежные греческие дома в свободной экспрессивной манере. Живописец работает крупными плоскостями, упрощая формы и акцентируя внимание на соотношении света и тени, цвета и формы. Он как будто устраняет барьер между содержанием картины и зрителем, позволяя с головой окунуться в атмосферу изображаемого сюжета.
— Многие критики отводят Николаосу Литрасу роль первопроходца, связующего звена между классикой и авангардом. Произведения художника действительно отображают передовые тенденции европейского искусства ХХ века, оставаясь при этом очень гармоничными и проникнутыми греческим национальным духом. Современники говорили о художнике: «…он был настоящим революционером. Он обновил искусство нашей страны и оставил после себя богатый урожай произведений, полных жизненной силы».
1883
1907
1912
1917
1923
1927
Николаос Литрас родился 10 мая 1883 года в Афинах.
Поступил в Мюнхенскую художественную Академию, где его преподавателем стал художник академической направленности Людвиг фон Лоффц. Несмотря на традиционность обучения в Академии, молодой художник очень скоро стал последователем авангардных художественных течений, в частности экспрессионизма. В Мюнхене Литрас познакомился с участниками объединения «Синий всадник», чье творчество произвело на него сильное впечатление. Кроме этого, он увлекся живописью постимпрессионистов, и стал активно применять современные приемы в своем творчестве.
Вернулся в Афины, где его творчество встретило критику официальных художественных кругов. Несмотря на это, Литрас продолжал работать в собственной экспрессионистской манере, защищая свободу самовыражения и стремление к индивидуальному стилю. Вместе с единомышленниками и друзьями он открыл собственную художественную мастерскую в Афинах, где работали художники и скульпторы, поддерживающие свободные взгляды на искусство. В конце этого же года художник присоединился к греческой армии и принял участие в Балканских войнах.
Вместе с коллегами Зевголисом, Партенисом, Бизантисом и другими стал основателем художественной группы «Искусство». Это объединение, состоявшее преимущественно из молодых художников, стремилось к преодолению условностей академической живописи и популяризовало современный подход к искусству, пользуясь поддержкой немногих деятелей греческой культуры, что помогало преодолевать довольно жесткое неприятие и сопротивление «академистов».
Художник был избран профессором Школы изящных искусств в Афинах. Пребывая на этом посту, Николаос Литрас провел существенные реформы в учебном заведении. Вместо академического реализма 19-го века в школе стали приветствоваться современные художественные течения и свобода самовыражения. Он также изменил структуру мастерских, которые стали независимыми учебными единицами, возглавляемыми художником-преподавателем.
Николаос Литрас ушел из жизни в декабре 1927 года в Афинах.
течение
Академизм
Импрессионизм
друзья
Периклис Византиос
Теофраст Триантафиллидис
Ликургос Когевинас
Константинос Малеас
Одиссеас Фокас
Михалис Томброс
художники
Василий Кандинский
Франц Марк
Пауль Клее
Поль Сезанн
Никифорос Литрас
Георгиос Яковидис
течение
Абстракционизм
Сюрреализм
друзья
Григориос Зевголис
Константинос Партенис